2008 №1 (11)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

Л.А. Родина

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В СООТВЕТСТВИЕ С ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ ИНТЕГРАЦИИ НАУК

Применяемый институционалистами системный (междисциплинарный) подход предполагает, что «идея интеграции всех со­циальных наук остается центральным тезисом всех институционалистов, поскольку нет четко обозначенных границ такого объ­екта исследования как «экономика» и она есть лишь одна из общественных подсистем, то, изучая экономические явления и процес­сы, следует активно использовать идеи таких наук, как социология, культурная антропология, политология и т. п.» [1, с. 11].

В отношении менеджмента как экономического направления заметим, что управленческая деятельность связана с различными сферами научного знания, и анализ информационного поля этих сфер может дать возможность формирования информационного обеспечения процесса управления по модульному принципу. В большинстве случаев информационная среда смежных сфер научных знаний является более проработанной и логически систематизированной в силу исторически более длительного периода формирования этой среды. 

Обширная теоретическая и практическая база смежных областей научных знаний при применении принципа прецедента даст возможность снизить затраты на получение нужной информации для обеспечения любой формы управленческой деятельности. Адаптация данного эффективного опыта к сфере управления при правильном выборе критериев фильтрации информационных потоков будет рентабельным.

Под прецедентом, прежде всего, понимают «случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода» [2, с. 302]. В современных  условиях традиционное для юриспруденции понятие прецедента приобретает новый смысл, находя применение в управленческой деятельности. Принцип прецедента – это правило деятельности, основанное на возможности использования эффективного опыта в аналогичных условиях. Относительно формирования информационного обеспечения процесса управления промышленными предприятиями имеет смысл ввести понятие управленческого прецедента – логически самостоятельного алгоритма управленческих действий, в результате которых был получен адекватный результат, стабильно повторяющийся при наличии аналогичных начальных условий.

Применение принципа прецедента позволит структурировать информационное обеспечение процесса управления, обратившись к характеру и содержанию управленческого труда. Конкретизация сферы приложения информационных ресурсов позволит определиться с характером взаимосвязей между различными научными сферами, а также идентифицировать источник управленческого прецедента.

Управленческая деятельность разнообразна и сложна, но в процессе перехода к информационному обществу эти характеристики будут «тиражированы» и на неуправленческую деятельность. Автором предлагаются результаты исследования возможностей применения технологии «управление на базе искусственного интеллекта и информационных систем» в деятельности промышленных предприятий (табл.  1).

Однако, как показывает опыт и результаты исследования, отраслевые особенности оказывают существенное влияние на производственные технологии, и значительно нивелируются при реализации функций управления.

Анализ особенностей формирования информационного обеспечения процесса управления промышленными предприятиями по признаку источника управленческого прецедента логичнее проводить на основе ролевой классификации.

В связи с институциональными преобразованиями, как в обществе, так и в сфере информации, циркулирующей в системе управления, следует применять новый подход к ролевым классификациям.

Таблица 1

Возможности реализации управленческих технологий промышленными предприятиями различной отраслевой принадлежности

Параметр

Простое целевое управление

Программно-целевое управление

Регламентное целевое управление

Управление по результатам

Управление на базе потребностей и интересов

Управление путем постоянных проверок и указаний

Управление в исключительных случаях

Управление на базе искусственного интеллекта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сфера деятельности

Машиностроение и металлообработка

+

+

+

+

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

+

+

+

Пищевая

+

+

+

Легкая

+

+

+

Производство строительных материалов

+

+

+

Химическая и нефтехимическая

+

+

+

Полиграфическая

+

+

+

+

Топливная

+

+

Электроэнергетика

+

+

+

Статус объекта:

Малое

+

+

+

+

Крупное

+

+

+

+

Положение объекта среди других:

Доминирующее

+

+

+

+

Фоновое

+

+

+

+

Характер деятельности:

Инновационное

+

+

+

+

+

Типовое (жестко регламентированное)

+

­+

+

Время цикла «принятие-выполнение» решения

До 7 дней

+

+

+

До 1 месяца

+

+

До 1 года

+

+

+

При формировании информационного обеспечения процесса управления возникает необходимость анализа гиперобъемных массивов информации по всей структуре научного знания. Информационное обеспечение процесса управления объективно вбирает в себя элементы информационного поля различных научных сфер. В этой связи источниками информации будут являться такие разделы научного знания, которые имеют более проработанную и систематизированную структуру информационного поля.

В свою очередь, предметную классификацию информации для целей обеспечения управленческой деятельности можно осуществить исходя из того, что в процессе манипулирования управленческой информацией, при выполнении основных функций менеджмента, руководитель выступает в ролевом статусе, соответствующем той сфере научного знания, которая и стала источником информации для обеспечения выполнения соответствующей функции. Исходя из данного предположения, можно уточнить классификацию Минцберга в части конкретизации информационной управленческой роли «приемник информации». Предлагается следующая схема классификации управленческих подролей «Приемник информации» по критерию источника управленческого прецедента (табл. 2).

Следуя данной классификации, имеется возможность воспользоваться прецедентами соответствующих сфер научного знания при формировании информационного обеспечения процесса управления и модулями сформировать, систематизировать и структурировать информационное обеспечение процесса управления.

Важно отметить, что современный уровень развития научно-технического прогресса позволяет снимать ограничения  в отношении  калькулятивных способностей человека и делегировать часть механических функций средствам логической обработки данных. Этот факт является определяющим при аккумулировании знаний в информационное экономическое пространство из различных сфер науки. В этой связи принцип управленческого прецедента представляется ключевым для поиска и систематизации информационного обеспечения процесса управления в соответствие с конкретной управленческой задачей.

 Таблица 2

Новая классификация управленческих подролей «Приемник информации»

Функция менеджмента

Роль - аналог

Сфера научного знания – источник управленческого прецедента

Планирование, прогнозирование

Аналитик

Политология

Математическое моделирование

Следователь

Юриспруденция

Разведчик

Военные науки

Военный стратег

Организация

Режиссер

Киноискусство, театр

Технолог

Экономика

Линейное программирование

Мотивация

Психолог

Воспитатель

Психология

Психиатрия

Педагогика

Контроль

Эксперт

Пограничные сферы знания (по отношению к объекту управления) 

Техническое средство

Теория механизмов и машин

Координация

Дирижер

Музыка

Программист

Кибернетика

Таким образом, структурирование источников экономической информации в соответствие с институциональной идеей интеграции наук позволяет надеяться на экономический, ресурсный, технический и социальный эффекты за счет снижения трудоемкости управленческих задач на поиск и обработку информации, а также повышения надежности полученных данных.

Литература:

1.Гульбина Н.И. Эволюция институциональной теории: Учеб. пособ. М.: Новый учебник, 2004. 104 с.

2.Словарь–справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. 608 с.