2008 №1 (11)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

Э.Л. Ваш

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

В настоящее время проблема интеграции России в мировую экономику является одной из наиболее важных и актуальных проблем. Это обусловлено тенденцией укрепления позиций российских производителей на мировых рынках, продолжающимся экономическим ростом и, конечно же, предстоящим вступлением России в ВТО. Однако, в связи с вступлением России в ВТО возникает целый ряд проблем экономического характера, которые до сих пор не решены государством. И здесь на первый план выходит проблема конкурентоспособности Российских предприятий и создания благоприятной конкурентной среды внутри страны.

На сегодняшний день во Всемирной торговой организации состоят около 150 государств и около 95 % мирового торгового оборота осуществляется посредством ВТО. Таким образом, на сегодняшний день Россия является единственной крупной страной, не состоящей в ВТО. В процессе переговоров на высшем уровне по проблеме присоединения возникает масса вопросов и противоречий, которые требуют конструктивного и главное быстрого решения.

Основным вопросом, требующим немедленного решения, является проблема определения уровня доступности внутреннего рынка для иностранных компаний, а именно: каким образом избежать потерь при встречном открытии отечественных рынков иностранным конкурентам. Предлагаемая ВТО политика свободного доступа на российский рынок чрезвычайно невыгодна для российских производителей. Это связано с тем, что иностранные производители в своем большинстве имеют серьезные преимущества перед отечественными производителями. Прежде всего, это связано со свободным доступом к финансовым ресурсам иностранных компаний, в то время как российская финансово-кредитная система сильно отстает от западных аналогов и до сих пор не в состоянии создать механизм эффективного обеспечения и свободного доступа российских фирм к необходимым для повышения конкурентоспособности финансовым ресурсам.

Более того,  присоединение России к ВТО не даст существенного увеличения отечественного экспорта, поскольку ВТО стимулирует, прежде всего, торговлю наукоемкими товарами и готовой продукцией, тогда как основой экспорта России пока что является сырье и топливо, которое и так допускается на внешние рынки практически без ограничений.

Совсем иначе выглядит перспектива импорта зарубежных товаров в Россию. Расширенный допуск иностранной продукции приведет к чрезвычайному обострению конкуренции, к чему отечественный рынок пока  не готов. По статистике к работе по нормам и правилам ВТО готовы менее 10 % российских организаций.  

Одним из основных преимуществ присоединения к ВТО автор считает приведение российской законодательной базы к общемировым стандартам, что без сомнения позволит продолжить создание цивилизованного рынка, снизит криминогенную ситуацию в экономике, снизит уровень рисков, что в совокупности приведет к оздоровлению ситуации по стране в целом. Субъекты хозяйствования смогут более уверенно действовать на рынке, вкладывать средства в различные проекты, соответственно произойдет значительный подъем активности на внутреннем рынке.

Надо отметить, что при всех отрицательных моментах внедрения иностранной продукции на российский рынок существуют и положительные моменты. Основная часть поставляемых в Россию товаров – наукоемкая продукция, которую российский предприниматель в силу изношенности производственных фондов, нехватки денежных средств, недостаточной квалификации персонала производить не в состоянии. Для российского предпринимателя иностранная продукция служит неким «образцом для подражания», тем к чему надо стремиться в качественном отношении. Без присутствия иностранных производителей на отечественном рынке в экономике произойдет постепенный спад производства, как в качественном, так и в количественном отношении, примером такой экономики может служить производственная система «советского союза».

Необходимо найти такое соотношение на рынке иностранных и отечественных товаропроизводителей, которое способствовало бы росту качества производимой продукции, и в то же время давало бы реальную возможность отечественной экономике развиться хотя бы до уровня общемировых стандартов, в результате чего Россия сможет на равных конкурировать с зарубежным производителем и безболезненно осуществит вступление во Всемирную Торговую Организацию. Результатом этой деятельности должно стать повышение конкурентоспособности отечественной экономики в целом.     

Как уже упоминалось ранее, основным фактором внешней среды, тормозящим развитие конкурентной деятельности и формирование конкурентоспособных отраслей и предприятий народного хозяйства, является невнятная политика государства по отношению к субъектам хозяйствования.

Государству следует разработать эффективную и главное понятную и одобренную субъектами хозяйствования экономическую политику. Внедрение экономической политики должно происходить с согласия и понимания целей и результатов такой политики субъектами хозяйствования. К сожалению, в настоящее время государство проводит политику, выгодную лишь определенного круга лиц, построенную на методах инфорсмента и силового давления на бизнес, что недопустимо ни в одной цивилизованной стране с развитой рыночной экономикой. Повышение темпов инфляции, банковский кризис, произошедший летом 2004 г., убедительно доказывают неэффективность работы государственного аппарата и неадекватное влияние последнего на экономическую систему.

Касательно банковской системы, хотелось бы отметить, что в современной экономике банки играют чрезвычайно важную роль. Они являются финансовыми посредниками, главной финансовой артерией, посредством которой распределяются финансы. В настоящее время банки реализуют две основные функции экономики – расчетную и инвестиционную. И если расчетная функция довольно эффективно работает, то инвестиционная функция банков пока реализована слабо. А ведь банк по своим функциям не является просто пассивным институтом экономической деятельности. Банк имеет возможность, посредством размещения наиболее выгодных экономических пассивов в привлекательные экономические проекты, активно влиять на формирование конкурентоспособной среды.

В ходе изучения данного вопроса, автор хотел бы предложить ряд мер по улучшению существующей финансово-кредитной системы.

Во-первых, как было отмечено выше, необходимо продолжать процессы реформирования банковской системы, что в дальнейшем благоприятно скажется на состоянии экономической среды. Однако для осуществления  этой задачи  государству необходимо провести ряд мероприятий, включающих в себя  совершенствование организации финансовых рынков; совершенствование инвестиционной функции банков; оздоровление  коммерческих банков, находящее выражение в благоприятных показателях их балансов, относительную легкость основания и вхождения в банковский бизнес новых банков, обусловленную существованием «разумного регулирования»; ощутимая конкуренция со стороны иностранных банков; равная готовность банков предоставлять кредиты как крупным субъектам хозяйственной деятельности, так и малому бизнесу; доступность банковских ссуд, которые при наличии разумного бизнес-плана заемщики могут получать без дополнительного обеспечения; более узкое, по сравнению со средним международным уровнем, уменьшение процентных ставок по банковским депозитам, с одной стороны, и ссудам - с другой.

Во-вторых, необходимо активное совершенствование и использование важнейшего финансово-кредитного инструмента – фондового рынка. Фондовый рынок является важнейшим инструментом привлечения и размещения временно свободных денежных средств, однако, данный инструмент за счет сложности вхождения на рынок и ряда иных факторов не используется в полном объеме. Необходимо развивать качества конкурентоспособного фондового рынка, такие как:  высокая степень развития, гибкость, открытость, прозрачность; компании могут при необходимости свободно прибегать к заимствованиям на рынке облигаций, в том числе международном: рынок облигаций открыт в равной мере как для государственных, так и корпоративных ценных бумаг; компании имеют возможность беспрепятственно размещать акции на фондовом рынке; на рынке акций существуют равные условия для вновь образуемых фирм, включая компании среднего размера; компании, наряду с финансированием капиталовложений за счет собственных прибылей, могут по желанию осуществлять заимствования для этой цели у банков или на рынке облигаций; венчурный капитал легко доступен для развития бизнеса; поглощения компаний посредством скупки их акций на рынке рассматриваются как законное явление, и менеджеры компаний должны учитывать возможность таких поглощений; торговля акциями с использованием инсайдерской (конфиденциальной) информации не имеет широкого распространения.

В-третьих, необходима реформа макроэкономической денежно-кредитной политики властей. Эта политика тем больше содействует хозяйственной деятельности, повышению уровня конкурентоспособности страны, чем, во-первых, меньше ограничивается свобода действий рыночных сил в определении величины процентных ставок по депозитам и ссудам, во-вторых, свободнее доступ заемщиков к кредитным ресурсам и, в-третьих, строже и эффективнее надзор за деятельностью коммерческих банков и других финансовых учреждений. Вклад Центрального банка в облегчение доступа субъектов хозяйственной деятельности к кредиту - это прежде всего осуществление им рефинансирования коммерческих банков. Конечно, его возможности ограничены необходимостью обеспечивать  в целях противодействия инфляции такое положение, когда предложение денег находилось бы в определенном соответствии со спросом экономики на них.

Хотелось бы сказать несколько слов о внедряемой инвестиционной политике правительства. Последняя отличается крайней невнятностью, неопределенностью и ориентацией преимущественно на иностранные источники инвестирования, что без сомнения не отвечает насущным потребностям российского бизнеса.

Создается такое впечатление, что государство задается целью передать рынок финансовых ресурсов под управление и контроль иностранных инвесторов. В то же время правительство активно обсуждает необходимость перехода к производству наукоемкой продукции, возможности поддержки Российского производителя, который только начинает вставать на ноги.

Как показала практика, последних 10-15 лет иностранный капитал не заинтересован в создании в России конкурентоспособных секторов экономики, способных производить качественный конечный продукт. Иностранного инвестора более интересует Россия, как некий сырьевой придаток иностранных производственных систем.  Внедрение этой системы на практике можно наблюдать во многих секторах экономики, например одним из ярчайших примеров является лесопромышленная и целюлозно-бумажнай отрасли.

Безусловно, ни одна развитая экономическая система не может обойтись без привлечения иностранного капитала. Основной вопрос: как и в каком виде наиболее выгодно привлечь эти ресурсы? Необходимо помнить, что финансовые инвестиции в капитал любого предприятия дают инвестору право на распоряжение и управление определенной частью имущества, а в некоторых случаях и всем хозяйствующим субъектом. По мнению автора, наиболее перспективным с точки соотношения «безвредность для экономики – польза для предприятия» являются кредиты и займы иностранных кредитных организаций. А иностранные инвестиции в акции российских предприятий должны осуществляется под строгим надзором государственных органов, а в отраслях имеющих важное стратегическое и социальное значение,  последние  совсем не допустимы. От соблюдения этого принципа зависит не только экономическое благополучие системы в целом, но и благосостояние и уровень жизни граждан. Иначе в скором времени мы получим экономику, ключевые позиции в которой будут полностью подконтрольны иностранному капиталу, и она будет управляться им в соответствии с личными интересами, которые часто противоречат интересам государства и нации.  

Более того, необходимо отметить, что в России существуют собственные   значительные источники финансирования хозяйственной деятельности. Необходимо создать такие условия, в которых потенциал отечественных финансово-кредитных ресурсов имел бы возможность полностью раскрыть свои функции и мог бы свободно перетекать из денежной в производственную сферу и наоборот. Прежде всего,  необходимо уделить внимание политическим и экономическим рискам, уровень которых чрезмерно велик. Необходимо сделать так, чтобы концепция поддержки российского производителя не осталась бы «красивыми словами на бумаге», как происходит на практике последние десятилетия.

В настоящее время остается открытым вопрос о целесообразности вступления России в ВТО?». Основой для полемики на данную тему выдвигается следующий вопрос: «Стоит ли России вступать в ВТО». По мнению автора, такая постановка вопроса изначально некорректна. В сложившейся ситуации, при активном протекании мировых интеграционных процессов и всемирной глобализации, у России, по сути, нет выбора. Ответ на этот вопрос однозначен – Россия является важной составляющей мировой экономики. Однако, по нашему мнению, важен вопрос о статусе России после вступления в ВТО, а именно: будет ли Россия субъектом в мировых экономических отношениях, либо так и останется объектом, без существенных возможностей влиять на ход и развитие экономических процессов, как на всемирной арене, так и внутри страны. Потенциал России огромен, необходимо лишь найти правильный подход к его реализации, что без сомнения должно найти отражение в национальной экономической концепции. Решение этой задачи возможно лишь при осуществлении взаимного диалога между бизнесом и властью. В результате такого диалога следует создать четкую и обоснованную промышленную политику, где будет отражено, какие отрасли и в какой мере нуждаются в протекционизме и стимулировании со стороны государства.        

Реализация вышеуказанных задач позволит повысить конкурентоспособность российских предприятий за счет увеличения доступных финансовых ресурсов, что в сочетании с эффективно используемыми внутренними факторами предприятий и политикой протекционизма, без которой пока еще невозможна эффективная конкурентная борьба отечественных производителей с иностранными, приведет к созданию конкурентоспособного рынка и сделает возможным как вступление России в ВТО, так и выход страны на мировую арену как  сильного товаропроизводителя и конкурента.