2008 №2 (12)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

И.С. Троекурова

РАСШИРЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ РОССИИ В АТЭС

В последние годы на экономическом пространстве Азиатско-Тихо-океанского региона (АТР) большое значение приобретает форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) [1]. Поскольку Россия не только европейская, но и азиатско-тихоокеанская страна, постольку без участия в АТЭС она не может состояться как великая держава в XXI в.

В ноябре 1989 г. в Канберре на встрече министров ряда стран была образована организация, получившая название Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Первоначально в эту организацию вошли 12 стран: Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины и Япония.

Сразу же конференции АТЭС стали местом консультаций по вопросам экономического сотрудничества, представлявших общий интерес для ее участников. С течением времени эта организация превратилась в ведущую структуру содействия свободной торговле, инвестициям и экономическому сотрудничеству в АТР, а статус ее конференций вырос с министерского уровня до встреч на высшем уровне.

В ходе конференции АТЭС, проведенной в Сеуле в ноябре 1991 г., ее участники приняли первую Декларацию АТЭС, определившую главные задачи, на решение которых была направлена деятельность форума:

поддержание экономического роста стран региона;

укрепление многосторонней системы торговли с учетом роста экономической взаимозависимости стран-участниц;

снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала в соответствии с нормами ГАТТ/ВТО.

Сеульская декларация установила приверженность стран-участниц достижению свободной торговли и региональному экономическому сотрудничеству на основе принципа «открытого регионализма». Данный принцип предусматривал открытость регионального соглашения для подписания его прочими государствами, обеспечение третьим странам коммерческого доступа на региональный рынок в обмен на аналогичные условия для стран региона на рынках третьих государств, углубление взаимных интеграционных связей. До этого АТЭС считалось неофициальным консультативным органом [2].

Важнейшей задачей АТЭС был определен вклад в развитие мирового хозяйства путем поддержания экономического роста в странах АТР. Декларация призывала представителей бизнеса к более активному участию в делах форума. Большим достижением конференции АТЭС стало принятие в состав ее членов Китая, Тайваня и Гонконга и организация стала насчитывать 15 экономик (именно не стран, а экономик, т.к. там представлены все три китайские экономики — КНР, Гонконг и Тайвань).

Президент Б. Клинтон в 1993 г. предложил провести встречу на уровне глав и правительств стран региона (саммиты), чтобы повысить статус АТЭС, продемонстрировав тем самым огромное значение, которое придают США развитию сотрудничества со странами АТР, либерализации торговли и движению капитала в регионе. В 1993 г. в США, в г. Сиэтле состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. После Сиэтла проведение саммитов АТЭС в ноябре стало традицией. Организацией ежегодного саммита поочередно занимается каждый из участников форума, именуемый государством-председателем.

На этой встрече на высшем уровне в члены АТЭС были приняты Мексика и Папуа Новая Гвинея, т.е. членами форума стали уже 17 экономик. По данным на 1993 г. в сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляла 70,7 %, в то время как у стран-членов ЕС этот показатель равнялся лишь 55,4 % [3].

На втором саммите, состоявшемся в городе Богора (Индонезия, 1994 г.) была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксирована главная долгосрочная цель организации, а также  сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся — к 2020 г., т.е. определены перспективы развития АТЭС на ближайшие 25 лет. В данном документе подчеркивалось, что взаимодействие между странами-членами АТЭС должно осуществляться на основе равноправного партнерства, ответственности за принимаемые решения, взаимоуважения и взаимовыгоды.

Тогда же было проявлено понимание самой сущности сотрудничества. Речь шла о том, чтобы в рамках АТЭС осуществлялись и некоторые элементы содействия развитых стран развивающимся. Развитые страны отдавали себе отчет, что в ближайшей перспективе развивающиеся страны не достигнут уровня развитых, но их устойчивый рост отвечает  стратегическим расчетам последних.

Ключевым фактором укрепления международной торговли было объявлено активное участие стран-членов АТЭС в ВТО. В качестве приоритетной программы сотрудничества определено создание региональной экономической инфраструктуры: транспорт, информатика, связь, энергетика, туризм, развитие трудовых ресурсов, организация научно-исследовательских центров, поддержка малого и среднего предпринимательства, охрана окружающей среды.

В канун Богорского саммита был принят «Кодекс прямых иностранных инвестиций АТЭС». В качестве ведущих инвестиционных принципов АТЭС отмечены прозрачность, недискриминационный подход, установление национального режима для иностранных инвесторов, отказ (за некоторым исключением) от экспроприации инвестиций, устранение препятствий при вывозе капитала. Странам АТЭС рекомендовано учитывать их при разработке своего законодательства [4].

Богорская встреча на высшем уровне завершилась принятием Чили в члены АТЭС. К этому времени доля 18 экономик АТЭС достигла в мировой торговле 40 % и золотовалютных резервах — 80 % [5].

Саммит 1995 г. в Осаке выдвинул в качестве первоочередной задачи на ближайшие годы подготовку каждой страной-участницей индивидуального плана действий по либерализации своего торгового и инвестиционного законодательства, а также по развитию сотрудничества с партнерами по АТЭС. Работа по осуществлению этих планов начинается одновременно, но сроки их выполнения отдельными странами могут быть разными. Также определен порядок финансирования мероприятий в рамках экономического и технического сотрудничества (учрежден фонд либерализации торговли и инвестиций). К деятельности рабочих групп АТЭС могут подключаться и страны, формально не являющиеся участниками, что дало возможность России участвовать в деятельности 7 из 10 рабочих групп еще до приема в организацию [6].

На восьмом  саммите в Маниле (Филиппины, 1996 г.) были приняты три документа: Декларация АТЭС: от видения к действию; Манильская программа действий для АТЭС (МАПА) и Совместное министерское заявление. Своим содержанием все они были направлены на дальнейшее развитие экономического сотрудничества в АТР и либерализацию экономической и инвестиционной деятельности.

МАПА представляла собой развернутый пакет мер по достижению глобальной цели формирования АТЭС на основе трех направлений — коллективного плана действий, индивидуальных планов действий и технико-экономичес­ко­го сотрудничества.

Коллективный план предусматривал ряд совместных действий по упрощению таможенных процедур, выработке единых стандартов, выполняемых по единому графику. Все эти действия были направлены на упрощение ведения бизнеса в странах АТЭС, повышение конкурентоспособности компаний при освоении новых рынков и сокращение издержек.

Индивидуальные планы должны были разрабатываться каждой страной отдельно, выполняться по индивидуальному графику, в них могли вноситься поправки и усовершенствования. Индивидуальный план должен был содержать 15 различных категорий согласованных действий, включающих понижение и снятие таможенных тарифов, отказ от неоправданного применения нетарифных барьеров, облегчение доступа иностранного капитала, либерализацию рынков информационных технологий и финансовых услуг, обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности.

Лидеры стран-членов АТЭС выделили шесть приоритетных областей экономического и технического сотрудничества:

развитие человеческих ресурсов;

развитие надежного и эффективного рынка капиталов;

укрепление экономической инфраструктуры;

разработка технологий будущего;

поддержка экономически безопасного экономического  развития;

поощрение развития малого и среднего бизнеса.

Как свидетельствуют принятые на саммите в Осаке и Маниле документы, либерализация торговли и инвестиций в рамках АТЭС должна была осуществляться на базе сочетания односторонних и коллективных усилий, т.е. учитывались особенности экономического, политического и культурного развития каждой страны. Создавалась своего рода модель «концерта самостоятельных мер по либерализации». Каждый его участник поступает независимо, но с оглядкой и под прицелом своих партнеров [7].

Встреча глав государств в Ванкувере (Канада, 1997 г.) проходила в период, когда ряд стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) переживал валютно-финансовый кризис. Накануне встречи в Ванкувере министры финансов стран-членов АТЭС на совещании в Маниле определили свою стратегию по преодолению последствий кризиса и восстановлению финансовой стабильности. Она включала четыре основных элемента: привлечение дополнительных ресурсов для поддержки программ МВФ по стабилизации финансового положения стран (что и было сделано); выработка механизма изучения финансовой ситуации в регионе в дополнение к глобальным исследованиям МВФ; расширение экономического и технического сотрудничества в области финансового регулирования в странах, находящихся в кризисной ситуации; рассмотрение мер по расширению финансовых возможностей самого МВФ быстро принимать ответные меры в случае финансового кризиса. Примером одной из таких мер служит предложение МВФ рассмотреть возможность открытия новой краткосрочной кредитной линии. Однако страны-члены АТЭС не смогли договориться о механизме оказания финансовой помощи и, в частности, о создании азиатского антикризисного фонда.

Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в странах, затронутых финансовым кризисом, на саммите в Ванкувере принимались решения по либерализации торговли. Так, по инициативе развитых стран-членов АТЭС была принята Программа ранней добровольной секторальной либерализации. Участники встречи определили 15 секторов, где начнется либерализация в первую очередь, причем в 9 секторах — уже с 1999 г. Кроме информационных технологий и телекоммуникаций, договоренность по которым была достигнута на Манильском саммите 1996 г., в их число вошли энергетическое оборудование, химические товары, рыба и рыбопродукты, древесина, медицинское оборудование, игрушки и ювелирные изделия, товары и услуги, относящиеся к охране окружающей среды. По некоторым оценкам, в этих секторах стран-членов АТЭС ежегодно производится продукции на сумму в 700 млрд. долл. Также намечено до 2010 г. начать либерализацию товаров еще 6 секторов — масличные культуры и масла, продовольственные товары, натуральный и синтетический каучук, удобрения, автомобили и гражданские самолеты [8]. На эти 15 секторов приходится около 40 % общего объема торговли в зоне АТЭС [9].

Хотя индивидуальные планы действий стран АТЭС выработаны с учетом особенностей экономического, политического и культурного развития каждой страны, их трудно унифицировать из-за существенных различий в уровне экономического развития участников. Ведь в АТЭС входят страны со сложившейся высокоразвитой экономикой (США, Япония, Канада); новые индустриальные страны (Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань); страны, добившиеся быстрого роста в период до финансового кризиса (Индонезия, Малайзия, Таиланд) и остальные страны (Папуа Новая Гвинея). Такое разнообразие является причиной того, что ввозные пошлины, устанавливаемые на некоторые импортируемые товары (автомашины, отдельные виды продуктов питания) менее развитыми странами, выше, чем в Канаде, США и Японии. Со своей стороны Китай и Республика Корея не отказываются от высоких пошлин на импортное продовольствие, а Япония не заинтересована в быстром снижении тарифов на рыбу и рыбопродукты, древесину и игрушки.

Особое значение саммита АТЭС в Ванкувере имело решение о принятии России, Перу и Вьетнама в качестве полноправных членов этой организации. Одновременно было заявлено о десятилетнем периоде консолидации, что фактически подразумевало введение моратория на расширение.

Принятие России в АТЭС было большой неожиданностью для некоторых стран. Учитывая введение десятилетнего моратория (до 2007 г.) на прием новых членов в эту организацию, можно утверждать, что нашей стране «удалось буквально вскочить на заднюю подножку последнего вагона уходящего поезда». Это образное сравнение отнюдь не преувеличение, т.к. в это время шли настоящие баталии за членство в АТЭС (в 1997 г. членами АТЭС предполагали стать еще 11 стран, но были приняты только три — Россия, Перу и Вьетнам). Лишь поддержка со стороны США, Японии и Китая склонили чашу весов в пользу России.

На саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия, 1998 г.) было официально оформлено членство России в АТЭС. В результате общее количество членов достигло 21. После вступления России в АТЭС его доля в мировой экономике превысила 55 % , а во внешней торговле достигла 54 %, благодаря чему форум еще больше утвердился в качестве крупнейшего, набирающего все больший вес межправительственного экономического объединения АТР [10].

При вступлении в АТЭС в 1998 г. Россия не имела четкого стратегического плана, ради которого ей было нужно членство в этой организации. Первоначально отраслевые ведомства были плохо приспособлены к деятельности в рабочих группах АТЭС. России сразу не удалось увязать свою работу в рамках АТЭС с экономическими потребностями и возможностями страны. Только после двух лет своего членства Российская Федерация сформулировала «Концепцию участия России в форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество"», которую 10 ноября 2000 г. одобрил Президент В.В. Путин.

За семь лет пребывания в этой организации Россия на практике постигает все детали работы в АТЭС, все выгоды и риски от сотрудничества. Постепенно она становится активным партнером, выдвигает инициативы для участия большинства стран этой организации в различных проектах. Президент РФ лично регулярно принимает участие в саммитах АТЭС, представители России — в министерских встречах форума, заседаниях рабочих групп. Деятельность нашей страны в АТЭС обеспечивается Комиссией Правительства РФ по вопросам участия в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество».

Разрабатывая стратегию России в отношении АТЭС на основании требований экономической глобализации, необходимо учитывать, что Россия — это евразийское государство, расположенное между Европейским союзом (ЕС) и странами Азии. Россия обладает бинаправленным вектором своего развития.

Для определения места России в глобальной экономике необходимо учитывать еще одну ее двойственность, а именно двухуровневость российской экономики. Это вызывает, во-первых, необходимость определить место Российской Федерации как единого целого в качестве участника общемировых экономических процессов; во-вторых, взглянуть на Россию с учетом ее трех основных геоэкономических составляющих — Европейская часть РФ, Сибирь и Дальний Восток (включая Север). При этом Европейская часть объективно и исторически больше тяготеет к Европе, к сотрудничеству с ЕС. Западная Сибирь с ее топливно-энергетическим, сырьевым и металлургическим комплексами также больше обращена на Запад — на Европейскую часть РФ и на ЕС, тогда как Восточная Сибирь и Дальний Восток геоэкономически ближе к странам АТЭС.

Такой двухуровневый подход к геоэкономическому положению России в современном мире позволяет единственно верным образом увидеть в двух измерениях и место России в АТР как глобальной экономики и как экономики региональной. Экономика Европейской части России  и в значительной степени Сибирь представлены в этом регионе как составные части единой российской экономики. К сожалению, пока глобальный характер экономики РФ представлен только рынками нефти, газа, редкоземельных металлов и весьма ограниченным набором высоких технологий.

Дальневосточная экономика России предстает в АТР как экономика региональная. Следовательно, России нужна такая политика в этом регионе, которая обеспечивала бы региональную интерпретацию общегосударственных глобальных российских интересов и общегосударственное глобальное прочтение региональных интересов субъектов РФ и учет их специфики. На Дальнем Востоке страны должны быть созданы такие условия хозяйствования, которые позволили бы этому региону эффективно адаптироваться к интеграционным процессам в АТЭС, имеющим специфику по сравнению с западноевропейской интеграцией.

Интенсификация участия России в интеграционных процессах в форуме АТЭС окажет значительное содействие социально-экономическому развитию дальневосточных регионов. Основная цель экономической интеграции российского Дальнего Востока в АТЭС может быть определена как создание в перспективе единого экономического пространства с экономиками сопредельных стран и территорий для решения задачи полномасштабного выхода России в этот субрегион мира. В XXI в. Россия будет активно интегрироваться в мировое сообщество именно через дальневосточный регион.

Дальневосточные регионы, как и вся Россия, несмотря на сегодняшнюю сырьевую направленность взаимодействия с АТЭС, обладают огромным научным потенциалом, который по объективным его характеристикам тоже может быть востребован. Вопрос лишь в том, как соединить научный потенциал Сибири и Дальнего Востока с внедренческими возможностями стран АТЭС, как создать благоприятный инвестиционный климат и надежную правовую защиту национальному и зарубежному предпринимательству.

С 1998 г. Россия стала участвовать в формировании рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в АТЭС. Постепенно увеличивается объем российского экспорта в азиатские страны и импорта из них. К сожалению, участие России в экономическом сотрудничестве в АТР в основном ограничивается двусторонними контактами. Однако в последнее время наша страна все более активно участвует и в многосторонних проектах в Северо-Восточной Азии, таких как создание зоны свободной торговли в бассейне реки Туманган на стыке корейской, российской и китайской границ или освоение зоны «Кольцо Японского моря». Однако основной проблемой для российской стороны остается дефицит денежных средств.

Что же даёт России участие в АТЭС? Присоединение к АТЭС должно побудить руководство нашей страны чаще и гораздо глубже вникать в экономические проблемы Сибири и Дальнего Востока, обращенных лицом к АТР. Сибирь и Дальний Восток потенциально наиболее богатая часть России, но одновременно и экономически наименее развитая, нуждающаяся в становлении инфраструктуры,  росте экспорта обработанного сырья, полуфабрикатов и готовых изделий. Для этих регионов характерна своеобразная структура экономики: мощный сырьевой комплекс и слабое развитие обрабатывающей промышленности, средств связи и коммуникаций, финансовой сферы. Проводимая внешнеэкономическая политика по формуле «экспорт природных ресурсов — импорт машин для добычи и первичной обработки сырья» не только не способствует экономическому росту восточной части России, но и закрепляет ее сырьевую ориентацию. Перспективой является такая экономическая политика, которая предусматривала бы в обмен на поставки природных ресурсов поэтапное создание в этом регионе современного промышленного комплекса. Расширение экономических связей России со странами АТЭС могло бы отчасти способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития регионов в Европейской части, Сибири и на Дальнем Востоке нашей страны.

Страны АТЭС развиваются высокими темпами, а это значит, что они предъявляют высокий спрос на инвестиционные товары и услуги. Кроме того, растет и жизненный уровень населения, что влечет за собой увеличение спроса и на потребительские товары и услуги. У России есть что предложить, чтобы вписаться в спросовые рамки стран-членов АТЭС. Большой потенциал имеется в коммерциализации российских научно-технических разработок, в конверсии, в сотрудничестве в области высоких технологий, т.е. вне более привычного сырьевого сектора, на который традиционно нацелены инициативы зарубежных партнеров России. Причем именно в Сибири и на Дальнем Востоке находятся многие российские фирмы, которые могли бы стать партнерами по проектам с иностранным участием в обрабатывающих и наукоемких отраслях. О потенциале сотрудничества с Россией в области мирного использования космического пространства или в военно-технической сфере и говорить не приходится: здесь огромный простор для совместной деятельности. Активизация экономических отношений России со странами-членами АТЭС призвана открыть дополнительные возможности для облагораживания структуры российского экспорта в целом.

Членство в АТЭС даст России возможность более эффективно добиваться снятия существующих ограничений на российский экспорт, т.к. участники этой региональной группировки взяли на себя обязательство следовать принципу отказа от взаимной дискриминации.

Россия, развивая связи со странами АТР, заинтересована в повышении эффективности своего импорта. В первую очередь можно говорить о сотрудничестве с динамично развивающимися азиатскими новыми индустриальными странами-членами АТЭС. Качество предлагаемых ими товаров и услуг зачастую не уступает европейским, а цены обычно ниже. Прежде всего, это важно для импорта в российские регионы Сибири и Дальнего Востока, в том числе с учетом их географической удаленности от источников снабжения в Европейской части России и в европейских странах.

Поддерживаемый странами-членами АТЭС принцип добровольности позволяет России составить собственный «график движения» к либерализации торговли и инвестиций, и наша страна смогла бы согласовать его с процессом присоединения к ВТО. Для этого России необходимо включить в свой индивидуальный план действий по линии АТЭС соответствующие мероприятия, проводимые в рамках согласования условий присоединения к ВТО. Встает вопрос принципиального значения: какой год выберет наша страна за ориентир и выстроит под него свой график движения по пути либерализации — 2010 (для промышленно развитых стран) или же 2020 (для развивающихся стран). В соответствии с практикой, принятой в АТЭС, решение о своем статусе в форуме каждый его член принимает самостоятельно, но с желательным учетом мнений партнеров. В данном вопросе России предоставлена свобода выбора, но чем позже это будет сделано, тем, видимо, будет лучше для нашей страны. Имеющийся запас времени позволяет глубже изучить вопросы либерализации и подготовиться к новым внешнеэкономическим реалиям. Самое главное — не упустить такой шанс и открывающиеся возможности.

Необходимо отметить, что внедрению России «азиатским каналом» в глобальные интеграционные процессы благоприятствует то обстоятельство, что Восточная Азия постепенно догоняет Западную Европу по объему привлекаемых из-за рубежа прямых инвестиций и становится наряду с США крупнейшим в мире источником прямых инвестиций в другие страны. Поэтому одной из основных задач для России на ближайшие годы должно стать создание в Сибири и на Дальнем Востоке инвестиционного климата для прямых инвестиций из восточно-азиатских стран, которые не будут диктовать нашей стране условия их предоставления [11].

Россия, являясь ядром СНГ и будучи его единственным членом, имеющим выход к Тихому океану, вступив АТЭС, способна играть теперь роль «торгово-экономического и транспортного моста» между СНГ и государствами АТР, а в более отдаленном будущем — между странами АТЭС и ЕС.

Вместе с тем следует учитывать, что интеграционное вовлечение в мировую и региональную экономику не только дает России шанс для подъема национальной экономики, но и несет с собой серьезные вызовы и угрозы. Однако эффективно и рационально ответить на вызовы и нейтрализовать угрозы можно лишь взаимодействуя, а не отгораживаясь от глобальных и общерегиональных процессов современности.

Саммит в Куала-Лумпуре (Малайзия, 1998 г.), в котором Россия впервые приняла участие как полноправный член АТЭС, стал самым сложным за всю историю существования форума. Отпечаток на ход его подготовки, на характер вопросов, вынесенных в повестку дня встречи, на их обсуждение и принятие решения наложила финансово-экономическая обстановка в АТР после разразившегося там валютно-финансового кризиса, вызвавшего спад производства и экспорта, обострение внутриполитических проблем, рост социальной напряженности. Тем не менее, участники встречи высказались за дальнейшее углубление региональной интеграции, постепенное продвижение к открытой торговле на основе действующих в АТЭС принципов гибкости, добровольности и поиска консенсусных решений. Признавалось, что в условиях финансового кризиса невозможно предотвратить замедление темпов либерализации торговли. Главное достижение саммита в том, что не произошло отката от фундаментальных целей АТЭС: хотя темпы либерализации и замедлились, но сам процесс  продолжался. Об этом свидетельствовало решение Чили понизить ряд тарифных ставок до 6 % к 2003 г. и обязательство КНР снизить более 5 тыс. промышленных тарифов до 10,8 % к 2005 г. Даже охваченная кризисом – Индонезия смогла выполнить свое обязательство по снижению тарифов на продукты питания до 5 % [12].

Очередной саммит АТЭС состоялся в Окленде (Новая Зеландия, 1999 г.). Всего за 10 лет своего существования форум АТЭС стал представительной и влиятельной международной организацией. Наиболее активными участниками АТЭС являются США, Япония, Китай, которые и задают тон работе форума.  Хотя вес в мировой экономике других стран меньше, но в рамках АТЭС они (по крайней мере, формально) считаются достаточно равноправными партнерами, а это, пожалуй, важная особенность АТЭС.

Основными направлениями деятельности АТЭС в течение года явились: содействие развитию делового сотрудничества в АТР путем уменьшения препятствий на пути торговли и инвестиций; укрепление рыночной инфраструктуры за счет совершенствования экономического управления и повышения квалификации рабочей силы; популяризация деятельности АТЭС.

В Декларации лидеров АТЭС выделены три главных направления тихо-океанского сотрудничества: укрепление рынков и обеспечение их открытости, сохранение лидирующей роли АТЭС в мировой экономике, обеспечение социальной стабильности [13].

Основой процветания участников АТЭС лидеры форума считают открытые, транспарентные и хорошо управляемые внутренние и международные рынки, для укрепления которых необходимо: добиться большей предсказуемости управления в корпоративном и государственном секторах; усилить роль конкуренции для повышения эффективности работы предприятий, качественного улучшения мер регулирования, обеспечивающих устойчивый рост, уменьшение сопутствующих расходов и содействие развитию предпринимательства; создать благоприятные региональные и международные условия для конкуренции.

Как отмечалось в Декларации, «создание открытой региональной системы, в рамках которой развиваются конкуренция и сотрудничество, является лучшим средством совместного достижения процветания в будущем» [14].

Лидерами АТЭС были одобрены и утверждены Принципы АТЭС по развитию конкуренции и проведению реформ в области регулирования [15]:

отсутствие дискриминации (недопустимость разного подхода к иностранным и отечественным компаниям);

всеобъемлющий характер, т.е. широкое применение принципов конкуренции и регулирования в вопросах экономической деятельности и наличие надлежащей единой правовой базы;

транспарентность в политике и правилах их выполнения;

ответственность национальных органов управления за соблюдение конкурентоспособности.

Российский бизнес уже начинает себя чувствовать в АТЭС своим, в особенности потому, что здесь видны реальные проекты и перспективы. Например, известно, что для «Газпрома» все возможности в Европе почти исчерпаны, а вот в АТР есть интересный проект по организации газоснабжения Северо-Восточной Азии (СВА).

Отечественные бизнесмены обозначили на форуме новые инициативы по космосу, телекоммуникациям, геологоразведке, крупным энергетическим проектам. Став участником АТЭС, наша страна может принимать в них участие. Российские бизнесмены все яснее понимают, что если они впишутся в «общий дом» региональных торговых отношений, то их возможности увеличатся. Разноплановое участие является выгодным и эффективным для России. Главное – не остаться в стороне и активно интегрироваться в деятельность АТЭС.

Очередной саммит АТЭС состоялся в городе Бандар-Сери-Бегаван (Бруней, 2000 г.). Впервые во встрече глав государств и правительств принял участие Президент России (на двух предыдущих саммитах участие нашей страны ограничивалось уровнем Председателя Правительства РФ).

Накануне саммита в Брунее в российской печати была опубликована статья В.В.Путина, в которой он изложил видение роли России в АТР и перспективы ее отношений со странами региона. «Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной. Полновесное участие России в процессах экономического взаимодействия на пространствах Азии и Тихого океана — естественно и неизбежно. Ведь Россия — своеобразный интеграционный узел, связывающий Азию, Европу и Америку. Сегодня перед страной открыт весь спектр возможностей: от сотрудничества в энергетике, по вопросам экологии, эксплуатации морского шельфа до развития транспортных связей и реализация конкретных экономических и инвестиционных проектов. …Для морских контейнеров, отправленных через Транссибирскую магистраль, “дорога” в Европу может сократиться более чем вдвое. Наша страна, проходящая этап глубинных внутренних преобразований, заинтересована в общем оздоровлении региональной обстановки, сохранении в Азии и на Тихом океане стабильной, предсказуемой ситуации… Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что следующее тысячелетие — это время новых возможностей для АТР» [16].

Помимо встречи лидеров В.В. Путин принял участие в заседании Делового консультативного совета АТЭС, посвященном теме «Бизнес и глобализация». Доклад, с которым выступил Президент РФ  перед деловой элитой экономик АТЭС, состоял из двух основных частей. В первой части говорилось о проблемах, связанных с процессом глобализации, который порождает как благо, так и риск. В докладе содержался призыв к возобновлению диалога «Север – Юг», а также стремление «найти пути сокращения разрыва в развитии. Иначе в глобализации возобладают не преимущества, а риски» [17].

Вторая часть доклада была посвящена российской экономике. Здесь выделялись деловые интересы России в АТЭС. «В части экспорта это, в первую очередь, наши природные ресурсы, в том числе энергетические. Но это также и российская наука, которая является важнейшей частью мировой науки. Это машиностроение, транспортные магистрали, рыболовство, а также туризм. Для экспорта энергии создается инфраструктура, ориентированная на Азию, и здесь есть возможности для инвесторов из других стран. Ряд энергоместорождений Сибири и Дальнего Востока выведен на режим соглашения о разделе продукции с иностранными инвесторами. Но энергия для нас не только нефть и газ, а набор средств их транспортировки и энергоемких продуктов. Поэтому мы предлагаем на экспорт электроэнергию и продукты химии и нефтехимии» [18].

Саммит в Брунее позволил России закрепить свои позиции в форуме, почувствовать себя равноправным тихоокеанским партнером. Видимо, это главный итог, и его значение особенно важно для будущего.

Следующий саммит АТЭС, проходивший в Шанхае (Китай, 2001 г.), стал первой встречей лидеров стран-членов АТЭС в ХХI в. Это обстоятельство заставило ее участников по-новому оценить возможности и перспективы тихоокеанского сотрудничества. Лидеры высказывались за то, чтобы в новом столетии форум АТЭС исходил из необходимости разработки комплекса концептуальных и практических мер, т.е. таких изменений, которые вызваны глобализацией и «новой экономикой». Для этого потребуется расширить круг обсуждаемых АТЭС вопросов за счет включения проблематики реформ, составить к 2005 г. среднесрочный обзор процесса функционирования АТЭС (уточнить действия участников форума по достижению целей АТЭС, намеченных на саммите в Богоре в 1994 г., способствовать реализации отдельных инициатив и принятию соответствующих мер в области торговли в интересах «новой экономики», развитию принципов АТЭС по облегчению условий торговли и др.). Также необходимы  усилия для укрепления механизма реализации решений АТЭС посредством совершенствования процедуры обзора индивидуальных планов действий, активизации усилий в области экономического и технического сотрудничества [19].

Но важнее, пожалуй, то, что участники саммита с новых позиций, продиктованных событиями 11 сентября 2001 г., взглянули на перспективы развития всего АТР, считая, что именно там заложен потенциал устойчивого роста всей мировой экономики. Причем столь разные, казалось бы, страны, как Китай, США, Папуа Новая Гвинея или Перу, сошлись в одном: выход из всех нынешних и будущих экономических тупиков лежит только через глобализацию и либерализацию. А с учетом того, что на долю стран АТЭС приходилось около 60% мирового ВВП, 50% объема внешней торговли и 40 % населения, где как не в этом регионе искать резервы экономического роста, подорванного событиями 11 сентября 2001 г[20]

Заявляя о намерении стимулировать устойчивый экономический рост в государствах АТЭС, главы стран подтвердили свою решимость активизировать диалог и сотрудничество по вопросам макроэкономической политики, предпринимать своевременные меры по стабилизации рынков, наращивать потенциал и проводить структурные реформы для укрепления рыночных основ региона. Лидеры заявили также о своем намерении принять меры по преодолению существующего снижения темпов экономического роста, противодействию протекционизму и начать новый раунд переговоров ВТО, поскольку это полностью соответствует стратегическим целям АТЭС по обеспечению мира, гармонии и процветания.

По мнению руководителей стран, глобализация является мощным механизмом, стимулирующим экономический рост и предоставляющим благоприятные возможности для повышения жизненного уровня населения и улучшения его благосостояния; «новая экономика» обладает значительным потенциалом для повышения производительности труда, поощрения инновационных технологий, распространения знаний и создания общественного богатства. В АТЭС следует создать благоприятные условия для того, чтобы воспользоваться благами, сопутствующими этим процессам, обеспечить развитие людских ресурсов через партнерство правительств, деловых кругов, научных организаций и учебных заведений [21].

Главы государств-членов АТЭС призвали к скорейшему подписанию и ратификации всех базовых универсальных антитеррористических конвенций, включая Международную конвенцию по пресечению финансирования терроризма. Намечены конкретные меры по перекрытию денежных потоков, питающих террористов, по повышению уровня безопасности в различных сферах жизни и экономики [22].

В Деловом саммите АТЭС принимала участие предпринимательская элита стран АТР (около 700 человек). Перед участниками саммита выступил В.В.Путин на тему «Роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ХХI веке». В своей речи Президент акцентировал внимание на особенностях современного этапа развития регионального сотрудничества между Россией и странами АТЭС. В докладе была разъяснена суть экономических преобразований, происходящих в России, подчеркнуто, что дальнейшему росту российской экономики будет содействовать и расширение торгово-экономического сотрудничества с иностранными партнерами. В качестве перспективных областей деятельности, в которых Россия могла бы играть особую роль в АТР, названы энергетика, транспорт, освоение космического пространства. В целом без преувеличения можно сказать, что Шанхайская трибуна АТЭС была в полной мере использована для информирования общественности стран региона об экономической и политической ситуации в России, подтверждения нашей линии на интеграцию в мировое сообщество, открытость, готовность к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Следующий саммит АТЭС состоялся в Лос-Кабосе (Мексика, 2002 г.). Собравшись в очередной раз обсудить чисто экономические проблемы, лидеры двух десятков государств были вынуждены говорить главным образом о глобальном терроризме и его влиянии на мировую экономику. Они обсуждали не как сделать границы между государствами прозрачными, а как сделать их безопасными. Речь шла не о снятии таможенных барьеров, а о внедрении систем сбора и передачи упреждающей информации о пассажирах и грузах, не о либерализации экономики, а о разоружении Северной Кореи и Ирака.  Как заявил на пресс-конференции премьер-министр России, террористические акты, которые состоялись в регионе за последний год, не позволили увеличить валовой продукт в странах АТЭС на один процентный пункт. А это гигантская сумма — достаточно сказать, что доля экономик АТЭС в мировой торговле составляет около 50 %, а совокупный ВВП превосходит 19 трлн. долл. (при экспортном обороте 3,1 трлн. долл. и импорте 3,3 трлн. долл.) [23].

На саммите были рассмотрены и экономические вопросы. Участники АТЭС, ориентируясь на содействие экономическому росту и увеличению торговли на миллиарды долларов, договорились о сокращении к 2007 г. издержек на осуществление торговых операций на 5%. Данная инициатива базируется на учете выводов, содержащихся в исследовании Международного банка реконструкции и развития (МБРР), в котором утверждается, что модернизация портового хозяйства, минимизация бюрократических формальностей и переход на единые правила таможенной службы будут способствовать увеличению трансграничной торговли в АТЭС на 280 млрд долл [24]. Лидеры стран-участниц АТЭС взяли обязательство повысить безопасность в торговой сфере. Подразумевается укрепление таможенной службы и иммиграционного законодательства, причем при недопущении замедления в движении товаров и людей.

Представители стран-членов АТЭС высказались в пользу развития регионального рынка облигаций в расчете на содействие данного процесса общеэкономическому росту. В совместном заявлении говорится о договоренности усилить степень открытости, диверсифицированности и конкурентоспособности местных финансовых рынков, в т.ч. путем развития рынков облигаций. Министры финансов стран АТЭС обязаны представить доклад по данному вопросу на следующем саммите, который должен был пройти в Таиланде. Министр финансов Филиппин Х. Камачо заявил, что страны АТЭС изучают возможность вложения 6 млрд долл. в создание рынка для торговли азиатскими облигациями. Каждый участник АТЭС направит небольшую часть своих валютных резервов для инвестиций в правительственные и корпоративные облигации, торгуемые на этом рынке. В результате будет положено начало формированию весьма крупного рынка [25].

Открывшийся 20 октября 2003 г. саммит АТЭС в Бангкоке (Таиланд) прошел под девизом «Мир многообразия: партнерство во имя будущего». Активное участие в АТЭС — действенный инструмент для реализации долгосрочной стратегии России, направленной на усиление российского влияния и создания здесь зоны устойчивого и динамичного экономического роста.

В своем выступлении на саммите Президент РФ В.В. Путин отметил: «Россия рассматривает АТЭС как локомотив интеграции в районе “Тихоокеанского кольца”. В концепции нашей страны закреплен курс на развитие активного взаимодействия по всем векторам, включая и азиатско-тихоокеанский» [26].

На саммите главы государств подробно обсуждали проблему ВТО. Было сказано, что последний Канкунский раунд ВТО не был провальным. Наоборот, он помог выявить существующие экономические проблемы. Президент России заявил, что зачастую к вступающим в ВТО странам предъявляют явно завышенные требования. На словах все страны-члены АТЭС вступление России в ВТО поддерживают, но В.В.Путин высказал пожелание «более конкретных результатов». Глава России призвал участников АТЭС общими усилиями бороться против протекционизма в торговле и подчеркнул, что «новый и старый протекционизм вызывает цепную реакцию, которая ограничивает конкуренцию и наносит удар по развивающимся странам» [27].

Президент упомянул большие и уже оцененные инвесторами возможности Транссибирской магистрали, а также проект строительства завода по сжижению газа на Сахалине. Россия будет поставлять сжиженный газ не только в страны Азии, но и в США. Впрочем, Россия заинтересована как в развитии на Дальнем Востоке энергоресурсов, так и в создании рынка цветных металлов и транспортной инфраструктуры.

На саммите в Бангкоке вновь обсуждался вопрос о борьбе с терроризмом. Чтобы стимулировать борьбу с терроризмом, США в рамках Азиатского банка развития предложили создать антитеррористический международный фонд, выразив готовность сделать первый взнос в размере 5,4 млн долл. [28]

Двенадцатая встреча лидеров экономик АТЭС проходила в Сантьяго (Чили, 2004 г.) под девизом «Единое сообщество – наше будущее». Лидеры подтвердили свою приверженность достижению устойчивого и равномерного роста и сокращению разрывов в экономическом развитии в интересах благополучия народов путем достижения Богорских целей либерализации и упрощения условий торговли и инвестиционной деятельности, упрочения безопасности личности, обеспечения  должного управления и создания общества, основанного на знаниях.

Две страны АТЭС — Россия и Вьетнам — пока не присоединились к ВТО. В Декларации саммита сказано: «Поддержать усилия, направленные на скорейшее завершение переговоров о присоединении Российской Федерации и Вьетнама к ВТО».

Главы государств выступили в Сантьяго с инициативой по расширению торговли в регионе АТЭС в качестве дополнительного шага к созданию системы свободной и открытой торговли в регионе. Главной целью этой инициативы является деятельность по наращиванию потенциалов, направленная на то, чтобы все экономики могли осуществлять либерализацию и облегчение условий торговли, а также пользоваться возникающими при этом преимуществами.

Инициатива включает два важных компонента.

1. Либерализация торговли и инвестирования: к саммиту в 2005 г. должны быть подготовлены рекомендации о путях дальнейшей либерализации торговой и инвестиционной деятельности в регионе. Необходимо принять во внимание достигнутый прогресс на переговорах по Дохийской повестке дня для развития ВТО; провести среднесрочную оценку хода осуществления Богорских целей, работы АТЭС по региональным торговым соглашениям (соглашениям о свободной торговле) и предусмотреть другие односторонние и коллективные меры по открытию рынков.

2. Упрощение условий торговли: продолжится работа по снижению трансакционных издержек для деловых кругов за счет сокращения бюрократических проволочек, внедрения средств автоматизации делопроизводства, гармонизации стандартов и устранения излишних препятствий для торговой деятельности. Будут прилагаться совместные усилия для продвижения вперед переговоров по упрощению условий торговли в рамках ВТО, способствовать повышению безопасности торговли [29].

Тринадцатая встреча лидеров стран-членов АТЭС прошла в Пусане (Республика Корея, 2005 г.). Девиз состоявшегося форума был «К единому сообществу – через испытания и обновления». Под «испытаниями» подразумевался терроризм, птичий грипп и коррупция, намерение бороться с которыми в очередной раз подтвердили главы экономик АТЭС. «Обновление» означает грядущие реформы организации и либерализацию торговли.

Главная тема саммита, по сути, всегда одна – свободная торговля, но с учетом современным угроз: терроризма, коррупции, птичьего гриппа. АТЭС – это не просто союз стран, это прежде всего сообщество экономик, причем не самых последних: 60% мирового ВВП, 42% мировой торговли, 40% населения мира – это  АТЭС в цифрах, которые позволяют лидерам решать не только двусторонние вопросы. Важны стратегические задачи, определенные в Богоре. Форуму есть что предъявить миру. Главное, что все экономики АТЭС, включая Россию, сознательно встали на путь торговой и инвестиционной либерализации и уже прошли по нему различные по длине, но равные по своей значимости отрезки пути.

Движущей силой экономического развития, записано в документах АТЭС, являются деловые круги. Ключевая фраза – «благоприятные условия для деловых контактов». И неважно, поставка ли это энергоносителей, как в разговоре глав России и Китая, или соглашение о безвизовых поездках.

Для России саммит явился  далеко не просто представительским мероприятием. Накануне форума в Пусане В.В.Путин в своей статье «Россия – АТЭС: широкие горизонты сотрудничества» подчеркнул, что «В наших действиях и планах мы исходим из того, что Россия – неотъемлемая часть АТР. Этот регион – не только пространство бурного экономического роста. Здесь проявляется одно из позитивных следствий глобализации – постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития различных регионов мира. Еще одна отличительная черта АТР – высокая динамика интеграционных процессов, которые позитивно влияют на формирование нового, более справедливого мироустройства. Для нас такой настрой на коллективный поиск решения региональных проблем важен и ценен. Мы осознаем, что развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции. Конструктивная вовлеченность в эти процессы – наш стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу» [30].  Предваряя южнокорейский саммит, В.В. Путин назвал участие России в АТЭС приоритетным. «Наша цель – содействие хозяйственному и социальному развитию своей страны, прежде всего – районов Сибири и Дальнего Востока.

 В своей статье В.В.Путин анонсировал также «российское нашествие» – намерение продвигать через АТЭС российские технологии, разработки, технику и оборудование, а также призвал рассматривать Россию как  главную транзитнуютерриторию между двумя центрами мировой экономики – тихоокеанским и европейским [31].

Еще до начала саммита из заявлений российских дипломатов следовало, что Россию больше не устраивает позиция пассивного наблюдателя за бурными интеграционными процессами в рамках АТЭС.

АТЭС является крупнейшей мировой организацией торгово-экономиче-ского сотрудничества. При этом эта структура только сейчас начинает обретать реальную силу. И в случае удачного завершения внутри региональной реструктуризации по значимости принимаемых решений вполне в состоянии конкурировать с «большой восьмеркой».

Однако пока одни члены АТЭС стремятся получить максимальную выгоду от интеграционных мегапроектов, понимая, что промедление равносильно попаданию в списки вечных региональных аутсайдеров, другие занимают выжидательную позицию, но при этом претендуют на право быть арбитром в региональных спорах. Так, например, помощник Президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли заявил, что Белый дом не стремится к достижению на саммите каких-то конкретных итоговых документов. А вот о свободе слова, правах человека и демократии Дж. Буш будет говорить непременно.

В отличие от США лидеры других экономик АТЭС рассчитывают на большие результаты саммита в Пусане. Накануне саммита в южнокорейском г.Кенджу министры энергетики договорились о последовательном снижении своей зависимости от ближневосточной нефти и совместном освоении новых месторождений в Китае, России, Латинской Америке и других странах. Кроме того, стороны готовы создать в регионе энергетический резерв нефти на случай нового резкого скачка мировых цен на это сырье. Окончательное утверждение этого плана было внесено в повестку дня саммита АТЭС.

На саммите было выдвинуто предложение перейти к более активной и организованной борьбе с коррупцией. Речь шла о конкретном механизме регионального сотрудничества. Одним из первых шагов должно стать подписание соглашения о взаимной выдаче коррупционеров, укрывающихся от правосудия за границей.

Позиция России на саммите в Пусане была одной из самых агрессивных. Справившись с комплексом аутсайдера, российский бизнес начал наверстывать упущенные выгоды. Ежегодный прирост товарооборота РФ со странами АТЭС уже составил более 20 % [32]. Одна из главных задач России – продвижение через АТЭС российских технологий, концептуальных разработок, методик, а также конкретных продуктов и образцов техники. Причем действовать российские политики и бизнесмены станут сразу как минимум по четырем ключевым направлениям.

Во-первых, Россия намерена активно подключиться к созданию эффективных систем раннего предупреждения природных катастроф (в первую очередь землетрясений и цунами). У российских ученых существует немало уникальных технологий, связанных с прогнозированием стихийных бедствий и мониторингом окружающей среды.

Во-вторых, Россия готова поделиться своими программами по разработке вакцин, которые можно использовать против птичьего гриппа.

В-третьих, Россия прекрасно осознает свой уникальный потенциал транзитной территории для формирования транспортной и энергетической инфраструктуры АТЭС.

И, наконец, в-четвертых, российское руководство обратило внимание лидеров других стран на необходимость объединения усилий по пресечению финансовой подпитки террористических организаций. Впрочем, чтобы «российское нашествие» было реализовано, необходимы не только планы. За миролюбивыми улыбками лидеров АТЭС скрываются национальные интересы и миллиардные контракты. И без боя отдавать их в руки конкурентов никто на саммите не собирается.

Проблема высоких цен на саммите в Пусане была одной из главных. Участники договорились решать эту проблему, наращивая инвестиции в ТЭК и развивая энергетические технологии. Увеличить предложение сырья на азиатском рынке может российский  восточный нефтепровод, ориентированный на Японию и Китай.

Президент России В.В.Путин  на саммите вызвал неподдельный интерес стран Восточной Азии. При активном участии главы российского государства саммит одобрил пусанскую «дорожную карту», ведущую к формированию зоны свободной торговли в регионе.

Главные итоги саммита АТЭС в Пусане для России – согласие государств на скорейшее присоединение нашей страны к ВТО. На саммите лидер Перу подписал с Россией все необходимые документы, в которых окончательно были оговорены «индивидуальные отношения» в случае вступления России в эту международную организацию. Россия рассчитывает завершить все двусторонние переговоры о присоединении в ВТО уже до конца 2005 г., а точнее до министерской конференции ВТО, которая пройдет в Гонконге  в конце декабря 2005 г.

Саммит АТЭС в Пусане  завершился принятием итоговой Декларации.

Главы государств и правительств стран АТЭС одобрили инициативу по готовности региона к пандемии птичьего гриппа и его сдерживанию. Согласно итоговой Декларации саммита, руководители стран АТЭС согласились принять «коллективные практические меры, чтобы локализовать источники возникновения птичьего гриппа и предотвратить распространение этого заболевания на людей». Участники саммита договорились провести «проверку готовности к пандемии, и с этой целью провести в 2006 г. интерактивные практические учения для испытания региональных возможностей реагирования и систем связи». Лидеры АТЭС договорились «обеспечить своевременный обмен данными и лабораторными образцами, принимать научно обоснованные решения относительно режима торговли и поездок, а также приступить в ближайшее время к реализации Международных медико-санитарных правил». На саммите поддержана идея проведения в апреле 2006 года в Пекине симпозиума АТЭС по проблемам новых инфекционных заболеваний.

Кроме того, участники саммита, обсудив «вопросы, связанные с ужасающими природными катастрофами в регионе за прошедший год, взяли на себя обязательства защитить экономики АТЭС, предпринимая действия по снижению воздействия будущих катастроф и по повышению общего потенциала реагирования на них».

Лидеры стран АТЭС в совместной Декларации подтвердили намерения бороться с международными террористическими группами и противодействовать распространению оружия массового уничтожения (ОМУ). Как отмечается в декларации, участники саммита подтверждают свое намерение «предпринять соответствующие индивидуальные и коллективные действия» по ликвидации «транснациональных террористических групп, угрозы распространения ОМУ и систем его доставки, противодействию другим прямым угрозам безопасности региона». В Декларации подчеркивается, что «все эти угрозы сохраняют свою актуальность для азиатско-тихоокеанского региона». При этом участники саммита АТЭС подтвердили обязательства «обеспечивать любые контртеррористические меры с соблюдением обязательств по международному праву, в частности, международных стандартов в области прав человека, прав беженцев и гуманитарного права». Саммит АТЭС осудил совершенные в регионе террористические акты, которые, по оценке участников встречи в Пусане, «были нацелены на подрыв экономического процветания и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

«Эти акты явили собой неприкрытый вызов работе АТЭС» – подчеркивается в Декларации. Главы государств и правительств АТЭС договорились также активизировать сотрудничество «в отказе в безопасном убежище должностным лицам и отдельным гражданам, виновным в коррупции и подкупе, и незаконно приобретенным ими средствам». Участники саммита пообещали «наказывать лиц, занимающихся взяточничеством, в том числе в сфере международных деловых операций». В Декларации также отмечается важность подписанного в ходе делового саммита АТЭС Антикоррупционного Призыва, под которым свои подписи поставили ведущие представители регионального бизнеса.

Лидеры АТЭС высказались за скорейшее присоединение России и Вьетнама к ВТО. «Мы поддержали усилия, направленные на скорейшее завершение переговоров о присоединении к ВТО России и Вьетнама», – говорится в принятой по итогам саммита АТЭС в Пусане Декларации. На сегодняшний день Россия уже завершила двусторонние переговоры с 50 из 58 стран (Евросоюз как одна страна), с которыми шли и идут переговоры по присоединению РФ к ВТО. Кроме США, Канады, Австралии, Швейцарии и Колумбии, переговорный процесс продолжается с Малайзией, Филиппинами и Уругваем. Ожидалось, что в Гонконге будет принят пакет соглашений Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров. Однако, по мнению наблюдателей, до декабря вряд ли удастся урегулировать остающиеся разногласия между членами ВТО по ряду вопросов.

В итоговой Декларации также поставлена цель – снизить к 2010 г. операционные издержки в торговле на 5 %. [33].

Что же касается двусторонних отношений России и Республики Корея, то в ближайшее время они могут развиваться более интенсивно и во многом за счет участия южнокорейских финансистов в проекте сооружения Восточного нефтепровода. « Конечно, корейские партнеры, прежде всего финансовые структуры, могут принять участие в совместной работе»,  – не исключил глава российского государства после переговоров с Президентом Республики Корея Но Му Хеном. По мнению В.В.Путина, все страны АТЭС «заинтересованы в реализации столь большого капиталоемкого проекта, т.к. это повышает надежность снабжения  региона ресурсами» [34]. К визиту В.В. Путина правительство России и Республики Корея подготовили проект рамочного соглашения о газовом сотрудничестве. До сих пор с этим государством Россия говорила лишь о поставках в 2007 г. сжиженного природного газа с проекта «Сахалин-2». Принятие же российским правительством программы развития Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2030 г. позволит не только газифицировать внутренний рынок, но и создать новую систему газопроводного экспорта, ориентированную на Республику Корея, Японию и Китай. Соглашение с Республикой Корея станет началом диалога по поставкам природного газа. Россия также готова подключиться к южнокорейской инициативе по оказанию помощи КНДР в энергообеспечении. В результате модернизации Транскорейской магистрали предполагается создать самый короткий в мире транзитный коридор «Азия – Европа – Азия», общий объем перевозок по которому может составить к 2010 г. 4,9 млн. т.

Итак, АТЭС нельзя игнорировать. Участие России в этой организации не измеряется только деньгами, хотя появление в Азии свободных капиталов, динамичный экономический рост и огромный перспективный потенциал КНР, Японии, Австралии и стран ЮВА также следует иметь в виду.

К концу 80-х гг. XX в. АТР нуждался в международной организации, обслуживающей интересы внутри и вне региональной торговли, инвестиций, финансов и, наконец, экономического развития в целом. АТЭС и было создано в ответ на этот «спрос». В Сообществе практиковались и будут в дальнейшем находить применение односторонние, двусторонние и многосторонние действия и договоренности, направленные на достижение согласованных общих целей, хотя между участниками и объединяющими их группировками могут возникать определенные трения. Как жесткий блок, противостоящий всему внешнему миру, АТЭС, конечно, не проявится. Вот в этой среде, в этом механизме экономического сотрудничества России и предстоит найти свое место и проводить собственную политику.

Постепенная активизация участия России в АТЭС свидетельствует об осознании страной того громадного потенциала, который таится в этом динамично развивающемся регионе экономического и научно-технического прогресса. Дальнейшее развитие сотрудничества государственных и частных отечественных компаний со странами-членами АТЭС будет содействовать ускорению технологической и организационной перестройки различных отраслей народного хозяйства России, прежде всего в зауральских районах, подключению их к передовым мировым технологиям и выходу к важным торговым каналам, а также привлечению зарубежных инвестиций.

ПРИМЕЧАНИЯ


 [1] Членами АТЭС являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Россия, США, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Чили, Республика  Корея и Япония. Членами АТЭС являются не 21 государство и территория, а экономики. Поэтому в данной организации представлены как самостоятельные, самодостаточные экономики КНР, Гонконга и Тайваня, которые фактически или формально составляют единую территорию Китая.

 [2] См.: Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция М., 2002. С. 123.

 [3] См.: Кистанов В. АТР на пороге XXI века: к тихоокеанскому сообществу «азиатским путем»? // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 1. С. 34–35.

 [4]См.:   Гончаренко С. Россия и АТЭС // Мировая экономика и международные отношения . 1998. № 10. С. 89–90.

 [5] См.: БИКИ. 1997.  № 118. С. 2.

 [6] См.: Гончаренко С. Россия и АТЭС // Мировая  экономика и международные отношения. 1998. № 10. С. 90.

 [7] См.: Якубовский В.Б. Камо грядеши, АТЭС? // Россия в АТЭС и в АТР. М., 2001. С. 203.

 [8] См.: Гончаренко С. Россия и АТЭС // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10. С. 90.

 [9] См.: Якубовский В.Б. Камо грядеши, АТЭС? // Россия в АТЭС и в АТР. М., 2001. С. 204.

 [10] См.: Иванов О. Дебют России в АТЭС // Международная жизнь. 1999. № 3. С. 58.

 [11] Именно инвестиции из азиатских НИС являются «локомотивом» китайской экономики.

 [12] См.: Иванов О. Указ. соч. С. 56.

 [13] См.: The APEC Challenge. APEC Economic Leaders  Declaration. AucklandNew Zealand, 13 September 1999. Singapore, 1999. P. 2. http: //www. apecsec. org. sg. /virtualib /econlead / nz. html

 [14] Цит. по: Гончаренко С. Саммит АТЭС в Окленде // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 1. С. 14–15.

 [15] Principles to Enhance Competition and Regulatory Reform. Open and Competitive Markets are the Key Drives of Economic Efficiency and Consumer Welfare. Attachment to APEC Economic Leaders’ Declaration. Auckland. New Zealand, 13 September 1999. Singapore, 1999. P. 3. http: //www. apecsec. org. sg. /virtualib /econlead / nz. html/

 [16] Путин В.В. Россия: новые восточные перспективы // Внешнеэкономический бюллетень. 2000.  № 12.  С. 4–6.

 [17] Путин В.В. Бизнес и глобализация // Дипломатический вестник. 2000. № 12. С. 33.

 [18] Там же. С. 33–34.

 [19] См.: Meeting New Challenges in the New Century. APEC Economic Leaders , Declaration. Shanghai, Peoples Republic of China. 21 October 2001. Singapore, 2001.

 [20] См.: Российская газета. 2001. 23 октября. С. 7.

 [21] См.: Гончаренко С. Саммит АТЭС в Шанхае // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 1. С. 37.

 [22] См.: Лосюков А. Россия и Шанхайский саммит //Международная жизнь. 2001. № 11.С. 22.

 [23] См.: Эксперт. 2002. № 41. С. 81.

 [24] См.: БИКИ. 2002.  № 133. С. 1.

 [25] См.: БИКИ. 2002. № 133. С. 4.

 [26] См.: Труд. 2003. 21 октября. С. 4.

 [27] См.: Коммерсантъ. 2003. 21 октября. С. 10.

 [28] См.: Известия. 2003. 21 октября. С. 3.

 [29] См.: Россия — АТЭС // Дипломатический вестник. 2004. № 12. С. 24.

 [30]  http://www.russia.uz/russian/news/releases/article/37

 [31] См.: Тропкина О. Через испытания и обновления // Российская газета. 2005. 19 ноября. С. 1,3.

 [32] См.: Воробьев В.  Российское нашествие // Российская газета. 16 ноября 2005. С.9.

 [33] http://www.newsru.com/world/19nov2005/ates.html

 [34]См.: Российская газета. 21 ноября 2005 г. № 261. С.1.

Контактная информация