2008 №2 (12)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

 Э. Л. Ваш

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Как известно, явление конкуренции – главный и основной механизм развития современной экономики. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и взаимосвязи на макро-уровне – фундаментальная проблема современной экономики.

Важность этого утверждения раскрывается путем анализа и определения понятия «Конкуренции», как эффективного механизма естественного регулирования рынка и отбора наиболее приспособленных с финансовой точки зрения субъектов экономики. По нашему мнению, суть понятия конкуренции раскрывается через анализ механизма рыночного хозяйствования в целом. Критерием зрелости и эффективного функционирования механизма рыночного хозяйствования является уровень достижения тактических и стратегических целей субъектами предпринимательской деятельности за определенный период времени, причем существенным условием будет минимизация затрат.

Как известно, существует четыре категории конкурентоспособности современной экономики. В понимании значения каждого из уровней конкурентоспособности, в системе взаимодействия и взаимозависимости и построения данных уровней кроется возможность создания эффективно действующего рыночного механизма.

В современной экономической теории уровни конкурентоспособности обозначены как:

- «конкурентоспособность страны»,

- «конкурентоспособность отрасли»,

- «конкурентоспособность предприятия», 

- «конкурентоспособность продукции».

Думается, что именно в такой последовательности и следует выстраивать иерархическую систему конкурентоспособности.  Взаимосвязь данных категорий будет обозначена ниже.

Прежде всего, необходимо обратится к понятию «Конкурентоспособность страны», как к категории, включающей в себя все иные уровни конкурентоспособности. «Конкурентоспособность страны» - это, прежде всего, явление макроэкономики, определяемое политикой государства как внутри страны, так и за ее пределами.

По нашему мнению, наиболее приемлемо определить понятие «Конкурентоспособность государства», как явление макроэкономики, формируемой посредством создания конкурентоспособных отраслей национальной экономики путем определения стратегии развития отрасли в целом, исходя из потребностей предприятий формируемой отрасли.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что все же базовой ячейкой современной конкурентоспособной экономики является категория «конкурентоспособности предприятия», поскольку именно предприятие и является субъектом воздействия на факторы как внешней, так и внутренней среды. Именно от того, насколько эффективно предприятие использует доступные ему факторы и зависит конкурентоспособность как предприятия в целом, так и конкурентоспособность макросреды.

Думается, необходимо определить, что же понимается под понятием  «конкурентоспособность предприятия» и какое из определений, существующих на данный момент, наиболее полно отражает сущность данного понятия по отношению к экономической среде, сформированной в России. Например, экономисты исследовательской организации «Юропиен менеджмент форум» предлагают следующее определение конкурентоспособности фирмы – «… это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

Путем проведения всестороннего анализа, представленного выше понятия автор приходит к выводу, что данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия – это способность производить и сбывать товары с большей эффективностью, нежели у конкурентов. Однако нельзя не заметить, что такое определение существенно сужает трактовку этого понятия и сводит его непосредственно к  способности фирмы  производить и продавать товар на рынке, что на наш взгляд, искажает фактическое положение дел.

По мнению автора, данное выше определение нельзя применять к оценке конкурентоспособности предприятия в созданных на данный момент времени в России условиях. Это обусловлено тем, что данная трактовка ставит конкурентоспособность предприятия в прямую зависимость от конкурентоспособности производимой им же продукции. Однако опыт показывает, что предприятие может производить неконкурентоспособную продукцию или же продукцию с несколько меньшей для потребителя ценностью, и в то же время вполне нормально и экономически выгодно существовать. Как правило, это либо предприятия, производящие социально полезную продукцию, либо предприятия, для которых производство не является основным, то есть приносящим основную массу прибыли, видом деятельности. Практика показывает, что совмещение производства социально полезной продукции с целью получения налоговых, кредитных и иных видов льгот от государства с финансовой и инвестиционными видами деятельности приносят наибольший экономический эффект.

Кроме того, необходимо отметить, что предприятие, как правило, в рамках основной производственной деятельности изготовляет и продает разнообразный ассортимент продукции, не ограничиваясь при этом отдельными видами товаров и услуг. Таким образом, для определения того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия по сравнению с товарами конкурентов, должен пройти как минимум один производственный цикл. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что конкурентоспособность товара носит кратковременный характер (неделя, месяц) по сравнению с конкурентоспособностью предприятия, которая относится к длительному периоду времени. Таким образом, по нашему мнению - некорректно определять конкурентоспособность предприятия через конкурентоспособность товаров и услуг, производимых последним, поскольку понятие конкурентоспособности предприятия все же первично по отношению к продукции.

По мнению автора более корректно термин конкурентоспособность выражает точка зрения, представленная ученым Т. Коно. Согласно данной теории конкурентоспособность предприятия определяется как совокупность характеристик, включающих в себя:

- захваченную предприятием долю рынка;

- способность предприятия к производству, сбыту и развитию;

- способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели.

То есть, иными словами, конкурентоспособность предприятия можно оценить посредством анализа его положения и применяемой конкурентной стратегии.

Таким образом, можно охарактеризовать конкурентоспособность предприятия, как наличие в распоряжении фирмы производственных ресурсов, посредством распределения которых высшее звено руководства предприятия стремится к достижению приоритетных интересов предприятия и как следствие к выживанию и развитию предприятия на рынке и повышению его конкурентоспособности.

Действительно, необходимо помнить, что это явление обусловлено тем, что конкурентоспособность предприятия реализуется посредством группы факторов внешней среды: социальных, политических, правовых, криминогенных, экономических и внутренних: организационных, кадровых, производственных факторов, методов деятельности предприятия. И если состояние факторов внешней среды целиком и полностью зависит от государственной политики, то реализация факторов внутренней среды зависит от количественной и качественной составляющей финансовых ресурсов предприятия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Конкурентоспособное предприятие – это, прежде всего, финансово независимое и здоровое предприятие. То есть, иными словами, конкурентоспособное предприятие помимо производства конкурентоспособной продукции, должно иметь свободные и мобильные ресурсы для внедрения нового ассортимента в производственный цикл, закупки сырья и материалов, оплаты труда, обновления основных фондов, привлечения дополнительных средств инвесторов, участия в различных инвестиционных проектах. Однако, помимо капитала, посредством которого осуществляется деятельность компании, предприятие должно иметь определенные финансовые резервы для запланированного развития и сглаживания разнообразных рисков при развитии неблагоприятной ситуации.

То есть, основной вывод таков: помимо финансовых ресурсов, непосредственно задействованных в экономическом механизме предприятия, должен существовать определенный «запас прочности», т.е. потенциально доступные финансовые ресурсы. Упомянутый «запас прочности» именуется уровнем финансовой безопасности предприятия и оказывает существенное влияние на уровень конкурентоспособности и устойчивости экономического субъекта.   

В то же время необходимо помнить, что наличие доступа к определенным финансовым ресурсам не делает предприятие полностью конкурентоспособным. Это лишь определенный потенциал, определенная базовая надстройка. Доступные предприятию ресурсы необходимо направить в нужное в данный момент производственное русло, где эти ресурсы принесут наибольшую пользу и экономический эффект. Данный фактор – это фактор рационального управления ресурсами, иными словами, финансовый менеджмент. То есть, можно сделать вывод, что существует объективная тесная взаимосвязь финансового менеджмента и конкурентоспособного производства.

Как видно, в структуре конкурентоспособного предприятия финансовые и управленческие ресурсы имеют приоритетное значение. Однако возникает вопрос: «Каким образом можно охарактеризовать совокупность финансовых и производственных факторов?». Для этого необходимо обратится к понятию «капитала предприятия» и «финансовых ресурсов», выявить их взаимосвязь, различие и взаимозависимость. Основной проблемой в данном случае является ошибочная подмена, либо отождествление данных понятий, что, по нашему мнению, некорректно. Так, в условиях бурного развития современного рынка финансовые ресурсы нередко стали синонимом понятию капитала. Для разъяснения ситуации, прежде всего, необходимо охарактеризовать понятие финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия – это фонды и поступления, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для выполнения обязательств и осуществления затрат на расширенное воспроизводство.

Капитал же – это высшая форма существования финансовых ресурсов предприятия.  Капитал – есть совокупность финансовых ресурсов, непосредственно функционирующих в рамках конкретного предприятия в виде производственных и финансовых активов, непрерывно оборачивающихся и приносящих прибыль. Именно прибыль и способность к самовозрастанию являются основной отличительной чертой капитала от финансовых ресурсов. Таким образом, можно сделать следующий вывод: финансовые ресурсы - это более широкое понятие, чем капитал.

Финансовые ресурсы трансформируются в капитал посредством трех потенциальных источников, которые можно охарактеризовать следующим образом:

- Используемые предприятием финансовые ресурсы – это понятие тождественно понятию «капитала», поскольку это ресурсы, используемые предприятием для формирования капитала, исходя из поставленных финансовых интересов и целей развития.

- Доступные финансовые ресурсы – это ресурсы, использование которых потенциально возможно и наиболее реально.

- Потенциальные источники – те источники, которые могут быть использованы в будущем при условии совершенствования финансово-кредитных и правовых отношений.

Нельзя не отметить, что если первые две группы источников формирования капитала в основном зависят от внутренних факторов предприятия, то есть они уже сформированы, существуют и постоянно подвергаются воздействию внешней среды, в частности  государства, то потенциальные источники, либо только начинают формироваться под влиянием макросреды, либо теоретически могут быть созданы, то есть, иными словами, для их появления необходимо формирование определенной совокупности предпосылок, а также в их применении должна быть объективная необходимость, выраженная в потребности субъектов экономической деятельности в данной группе финансовых ресурсов и возможности макросреды генерировать данный вид ресурсов.

Можно утверждать, что понятие капитал наиболее полно отражает совокупность управленческих и финансовых факторов, о которых говорилось ранее. Выше автором была определена структура финансовых факторов. Однако открытым остался вопрос: «Что же понимать под управленческими факторами?».

По мнению автора, в структуру управленческих факторов следует включать всестороннюю деятельность управленческого персонала всех уровней, направленную на формирование, разработку политики и тактики  финансовой стратегий и стратегии деятельности, посредством которых формируется, внедряется и реализуется конкурентная стратегия предприятия. 

Помимо изложенного выше, это утверждение обусловлено тем, что посредством распределения используемых финансовых ресурсов и определения возможностей привлечения доступных финансовых ресурсов, формируется капитал, посредством которого реализуются производственные, научно-технические, кадровые, рекламные, сбытовые и целый ряд других факторов. По мнению автора, капитал можно представить в виде причины, а успех в применении и реализации указанных факторов – как следствие рационального наиболее выгодного вложения и распределения финансовых ресурсов управляющим звеном, а как было показано ранее, совокупность реализации внешних и внутренних факторов и есть проявление конкурентоспособности.

Более того, проанализировав систему показателей конкурентоспособности, предложенную Т. Коно, можно заметить, что в каждом из трех представленных элементов оценки конкурентоспособности есть свои инструменты влияния, и каждый из этих инструментов опосредован через систему формирования и применения капитала предприятия.

Повышение конкурентоспособности – основной интерес деятельности любого предприятия, посредством реализации которого достигается основная цель фирмы – повышение рыночной стоимости предприятия и как следствие улучшение благосостояния учредителей и собственников хозяйствующего субъекта.

В дополнение, мы имеем возможность охарактеризовать эффективное предприятии, как предприятие, имеющее четко проработанную, эффективную финансовую стратегию, позволяющую направлять собственные и заемные средства на постоянное повышение конкурентоспособности. Недаром, в начале данной статьи, автор определил конкуренцию, как метод естественного отбора наиболее приспособленных с финансовой точки зрения субъектов экономики. Даже, исходя из действующего законодательства, можно определить эффективное предприятие, как хозяйствующий субъект, который имеет возможность свободно отвечать по своим обязательствам, постоянно развивается и имеет определенный «запас прочности», который именуется финансовой безопасностью. В противном случае предприятие находится близко к прекращению своего существования, то есть к банкротству.

Возвращаясь к вопросу конкурентоспособности национальной экономики, с учетом изложенного мнения, у автора есть возможность показать взаимосвязь всех уровней конкурентоспособности.

Как было выяснено, конкурентоспособность предприятия носит первичный характер по отношению к иным уровням и определяется как потенциальная возможность использования внешних факторов, состояние которых зависит от деятельности государственной власти и внутренних факторов, реализация которых ложится на предпринимателя и возможна путем изыскания и обеспечения их финансовыми ресурсами. Таким образом, ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия играет государство и финансовая среда.

Конкурентоспособность товара – конкретное проявление степени реализации потенциала самого предприятия и условий его функционирования. Конкурентоспособность предприятия и производимого им товара соотносятся как часть и целое. Что касается конкурентоспособности государства, то в данном случае необходимо обратить внимание на субъекты отношений на мировом рынке. Это конкуренция не государств, а конкуренция хозяйствующих субъектов, вышедших на мировой рынок. Безусловно, данный выход обусловлен всесторонней поддержкой государства и реализацией эффективной программы экономического роста внутри страны. Хотя предприниматели и сами организуют экономическую среду, они должны делать это не стихийно, а под четким руководством и координацией действий с государством. В этом случае государство имеет возможность формировать конкурентоспособные отрасли из предприятий, путем определения стратегии развития отрасли в целом.  

Контактная информация