2008 №2 (12)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

Н.В. Корякина

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Муниципальные районы являются сложными социально-экономическими и территориальными образованиями, место которых в системе власти и хозяйственных связей определяется их функциональным назначением – удовлетворять широкий круг потребностей населения, и выполнять соответствующие обязательства перед государством.

Вхождение в систему рыночной экономики предполагает пересмотр множества традиционных представлений относительно закономерностей сохранения, функционирования и развития данных территориальных образований как целостных социально-экономических и производственных организмов. В противном случае весьма трудным становится решение вопросов выживания субъектов хозяйствования муниципальных образований в конкурентной рыночной среде и функционирования всех систем жизнеобеспечения населения.

Социально-экономическое развитие муниципального образования связано с качественными и структурными переменами в нем, суть которых сводится в первую очередь к формированию иной среды его функционирования, адаптированной к изменившейся ситуации и способной обеспечивать динамическое равновесие, которое отличается следующими признаками:

Ø           стабильностью, способствующей достижению текущих целей;

Ø           восприимчивостью и способностью к нововведениям;

Ø           необходимой продолжительностью для обеспечения надлежащего изменения в целях и средствах;

Ø           адаптивностью, требующейся для соответствующей реакции на внешние и внутренние возможности и требования.

Для решения проблем социально-экономического развития соответствующие подразделения администрации муниципального района должны концентрировать свои усилия на определении целей, задач и направлений деятельности района, разработке технологии их достижения с тем, чтобы обеспечивать регулярный переход экономики из одного состояния в другое, способствующее повышению эффективности удовлетворения потребностей населения [1].

Главное  богатство  муниципального образования - его человеческий потенциал, человеческий капитал, воспроизводит и развивает социальная сфера.

Учреждения и организации социальной сферы представляют населению медицинские, образовательные, культурные, досуговые, физкультурно-спортивные и другие услуги, создают рабочие места (Рис.).

Подпись: Социальная инфраструктура
муниципального образования

Рис. 1. Состав социальной инфраструктуры муниципального образования

Основным приоритетом политики одного из районов Московской области -  Дмитровского муниципального района, остается его социальная стабильность и развитие.

Социальная успешность района зависит от тех условий, которые связаны для жизни и работы населения. Поэтому деятельность администрации Дмитровского района в области социальной политики, как показали наблюдения, постоянно совершенствуется. За период 2003-2005 гг. общий размер выплат социального характера по району увеличился на 13,5 млн. руб., или на 56 %. И прогноз развития отраслей социальной сферы района на 2006 г. ориентирован на расширение функционирования отраслей социальной сферы и создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей населения района в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению, с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.

Основным компонентом социальной сферы была и остается обеспеченность населения жильем и бытовыми условиями. В этом направлении активно работает и администрация района. Исследования показали, что в 2005 г. в Дмитровском районе введено в эксплуатацию более 129 тыс. кв. м общей площади жилых домов; по прогнозу на 2006 г. будет введено 129 – 140 тыс. кв. м. общей площади жилья. Ввод жилья позволит в 2006 г. увеличить среднюю обеспеченность населения общей площадью жилья с 25,9 кв. м на одного жителя района в 2004 г. до 27,0 кв. м на одного жителя района в 2006 г.

Одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования является здравоохранение. Главная цель муниципального здравоохранения – удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения. В отрасли здравоохранения, как показали наблюдения, в 2005 г. в Дмитровском муниципальном районе сохранилась тенденция увеличения уровня обеспеченности больничными койками. В течение последних лет проходила серьезная реструктуризация коечного фонда лечебных заведений района (Рис).

Рис. Коечный фонд лечебных заведений Дмитровского муниципального района, 2006 г.

В 2005 г. в соответствии с Постановлением № 4091-П от 21.10.2004 г. создана служба «Хоспис на дому» на базе специализированного отделения социально-медицинского обслуживания. Основная цель службы – паллиативная помощь и поддержка пациентов, прогноз жизни которых составляет не более года.

Формирование и реализация местной политики  в области социальной поддержки населения осуществляется в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.

Так, с  2004 г. в Дмитровском районе функционирует единственный в Московской области Центр дневного и длительного пребывания для лиц пожилого возраста «Дом доброты». Приоритет в Центре отдан уязвимым категориям старшего поколения: одиноким гражданам, пенсионерам, получающим пенсию ниже прожиточного минимума, проживающим в отдаленных сельских районах, нуждающихся в профилактической медицинской помощи. С 1 января 2005 г. в муниципальном  районе действует стационарное отделение «Дом-интернат» для лиц пожилого возраста в целях оказания помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

В целях решения проблем по профилактике детской безнадзорности и социального сиротства в районе действует  социальный приют для детей и подростков «Дом доверия», основной задачей которого является социальная реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей. Для оказания социально-педагогических, психологических, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-правовых услуг в районе функционирует социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Остров надежды», который также проводит работу по профилактике и предупреждению девиантного поведения. Наблюдения показали, что уровень преступлений, совершаемых несовершеннолетними,  снизился  в районе на 52 % [2].

Для оказания медико-психологической и наркологической помощи лицам асоциального поведения,  попавшим в экстремальные условия, в районе успешно работает «Консультационный центр».

Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода. С этих позиций в районе разработано 16 социальных программ, которые являются объектными – рассчитаны на определенную социальную группу населения района.

Важными направления социальной политики Дмитровского муниципального района были и остаются управление образованием и сферами культуры и спорта.

В сфере дошкольного образования в 2005 г. уменьшилась обеспеченность местами в связи с увеличением рождаемости, начиная с 2002 г., но в прогнозе 2006 г. предполагается увеличение обеспеченности в связи со строительством нового дошкольного учреждения на 280 мест. Увеличился процент обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования. Рекордными по количеству в 2005 г. остаются спортивные объекты. Ведутся проектные работы по строительству муниципального театра и кинотеатров.

Социально-экономическое развитие Дмитровского муниципального района определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из которых является и демографическая ситуация в районе. В 2005 г. население Дмитровского района по оценке, произведенной на основании итогов Всероссийской переписи населения 2002 г., составило 148,3 тыс. чел. Улучшение материального и социального положения населения района способствует замедлению смертности. Общий коэффициент смертности с 2001 г. не увеличивается и составляет 18,7 промилле. В настоящее время и для возрастного состава населения Дмитровского района характерно благоприятное сочетание поколений на входе в трудоспособный возраст и на выходе из него. Состояние рынка труда в перспективе будет определяться демографическими изменениями, в частности, стабильным или незначительным ростом количества населения трудоспособного возраста и численности экономически активного населения. Сохранение экономического потенциала района, а также повышение средней заработной платы на предприятиях и в организациях положительно скажется на занятости населения. Существенного роста общей численности безработных, как и ее снижения не ожидается. Уровень регистрируемой безработицы будет составлять 1,26 % к экономически активному населению.

Содержание и развитие значительной части социальной инфраструктуры Дмитровского района поглощает весомую долю средств местных бюджетов. Основные направления бюджетной политики Дмитровского муниципального района сформированы в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и с учетом плана социально-экономического развития района на 2006 г.

Бюджет Дмитровского района имеет социальную направленность. В структуре расходов бюджета района доля расходов, направленных на финансирование образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации составит в 2006 г. 79,1 %, что выше уровня 2005 года на 16,9 %. Предусматривается оказание различных мер социальной поддержки граждан по следующим направлениям:

-                                                       социальные выплаты и льготы работникам и гражданам различных категорий;

-                                                       материальная поддержка и обеспечение многодетных семей;

-                                                       компенсации расходов на проезд в общественном транспорте;

-                                                       социальная поддержка обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

-                                                       и другие.

Расходы по разделу «Социальная политика» определены с учетом разграничения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в части содержания учреждений социальной защиты населения в соответствии с Федеральным Законом № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Московской области № 231/2005 – ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период» В составе расходов по разделу «Социальная политика» учтены расходы: на выплату пенсий за выслугу лет лицам, занимавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления; на выплату пособий опекунам; на социальные выплаты отдельным категориям граждан.

Направления социальной политики Дмитровского муниципального района определяются приоритетами, которые в конкретный момент являются для общества данного территориального образования наиболее настоятельными и неотложными, требуя своего первоочередного решения. Основным приоритетом политики Дмитровского района является  его социальная стабильность и развитие.

Таким образом, социальное развитие муниципального района можно трактовать как процесс, ориентированный на постоянное сохранение его динамического равновесия посредством целенаправленного использования имеющегося потенциала и условий внешней среды. Существенная роль в управлении процессом развития муниципального района должно отводиться социально-экономическим источникам, под которыми следует понимать то, что дает начало формированию иной среды функционирования района, способной адаптироваться к изменившейся ситуации и развиваться, обеспечивая стабильность в удовлетворении потребностей населения. Источники развития должны подкрепляться и поддерживаться потенциалом муниципального образования, рациональное использование которого обеспечит постоянное сохранение динамического равновесия.

Использованные источники и литература

Федеральный Закон № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Закон Московской области № 231/2005-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период».

Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов- н/Д.: МарТ, 2001.

Механизм управления развитием региона /Общ.  ред. В.Я.  Афанасьева. М.: 2001.

Система муниципального управления / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005.

Социальная политика. / Общ. Ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2002.

О согласовании и утверждении прогноза социально-экономического развития Дмитровского муниципального района Московской области на 2006 год /Дмитровский вестник, 2 февраля 2006 г.,  № 12 (13881).

Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. / Общ. Ред. Е.В. Тишина. М.: РИЦ Муниципальная власть, 2001.

ПРИМЕЧАНИЯ


 [1] Система муниципального управления / Под редакцией В.Б. Зотова./ СПб.: Лидер, 2005.

 [2] О согласовании и утверждении прогноза социально-экономического развития Дмитровского муниципального района Московской области на 2006 год / Дмитровский вестник, 2 февраля 2006 г.,  № 12 (13881).

Контактная информация