2008 №3 (13)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
№№№№№№№№ №№№ №№№№№№№№

 Т.Н. Маслова

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В течение  1990-х  гг.  под  воздействием  экономических  законов  и  принятых  нормативных  актов  в  аграрном  секторе  России  созданы  основы  многоукладной  экономики.  Изменение  государственных  приоритетов  в  экономической  сфере,  уход  от  плановых  методов  управления  экономикой  и  переход  на  рыночные  принципы  хозяйствования  повлекли  за  собой   зарождение  и  существование  различных  форм  собственности.

  В  то же время  крупных  просчетов  в  стратегии   и  тактике  аграрных  преобразований  сельскохозяйственные  предприятия  находятся  в  состоянии  глубокого  кризиса, характеризующегося  серьезными  диспропорциями,  потерей  большинством предприятий финансовой  устойчивости  и  деградацией  основных  фондов.  Формально  проведенная  реорганизация  крупных  сельскохозяйственных  предприятий  не  оказала  существенного  положительного  влияния  на  положение  дел  в  сельском  хозяйстве.  Ставка  государства  на  частную  собственность в  аграрном  секторе  экономики  без  должного  контроля  и  поддержки  сельскохозяйственного  товаропроизводителя  оставила  последнего  один  на один  перед  жестокими  реалиями  рыночной  стихии.  Часть  их  них  смогла  выдержать  и  устояла  в  непростых  условиях    во  многом  благодаря  незаурядной  энергии  и  опыту  лидеров.  Но  все  же  более 80 % сельскохозяйственных  предприятий  России  на  сегодняшний  день  находится  на  грани  практически  полной  остановки  хозяйственной  деятельности,  а  их  имущественному  комплексу  угрожает   окончательное  исчезновение.  По  оценкам Всероссийского  института  аграрных  проблем  и  информатики (ВИАПИ),  через  различные  процедуры  финансового  оздоровления  необходимо  провести  до  70-80 %  крупных  и  средних  сельскохозяйственных  предприятий  России.

Известно, что институты государства и права имеют относительную самостоятельность и могут оказывать опосредованное воздействие на условия воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Когда их воздействие совпадает с вектором саморазвития рынка, оно придает ему сопутствующее ускорение. Когда же государство использует неэффективные институты, как правило они не находят реализации, то вызывает потребность в корректировке соответствующих нормативно-правовых актов.

Этим предопределяется целесообразность разработки концептуальной модели институционализации агробизнеса в условиях сельскохозяйственных регионов, способствующей развитию его функциональной структуры и формированию нового механизма финансового обеспечения различных субъектов собственности. Для осуществления перечисленных задач предлагается следующая поэтапная реализация экономико-институциональных условий.

В первый год реализации концепции институционализации агробизнеса региона (в частности, Ставропольского края) правительство Ставропольского края предлагает сельскохозяйственным предприятиям заключить контракты на поставку товарной продукции по приемлемым ценам (несколько выше реально существующих в данный момент на рынке цен), допустим, на 1 сентября   текущего   года.   Причем,   оплата   по   контрактам   производится  частично деньгами (30 %) в момент заключения сделки, а остальная часть (70 %) - векселями правительства с погашением 1 октября этого же года. Эмитируемые средства вексельного обращения для повышения своей привлекательности принимаются в счет погашения задолженности перед краевым бюджетом предприятий различных форм собственности. Финансовые ресурсы (30 %) образуются за счет средств, выделяемых в бюджете края на закупки продукции в государственные резервы.

Субъекты аграрной сферы, заключившие подобные фьючерсные контракты, получают средства, необходимые для проведения весенних полевых работ. Если предприятиям не хватает наличных ресурсов, то они могут продать векселя специальным уполномоченным финансовым компаниям, которые, в свою очередь, разместят их у поставщиков, например, топлива. Безусловно, продажа и покупка векселей до срока их погашения осуществляется с некоторым дисконтом. Такой механизм финансирования позволяет обеспечить кредитование сельскохозяйственных предприятий на региональном уровне.

Ко времени поставки продукции по контрактам и погашения обязательств правительства края часть векселей учитывается в счет задолженности перед краевым бюджетом. При этом органы исполнительной власти получают право на товарную продукцию, часть которой (30%) зачисляется в региональный резерв. Вторая часть продается на рынке, и вырученные средства идут на погашение выпущенных, но к этому времени не зачтенных векселей. Оставшейся сельскохозяйственной продукцией можно распоряжаться, исходя из конкретной экономической ситуации и рыночной конъюнктуры. Последовательная реализация предлагаемых мер обеспечивает привлечение внимания потенциальных инвесторов к новым финансовым инструментам, что позволяет перейти ко второму этапу осуществления концепции.

Во второй год реализации концепции в систему используемых институтов трансакционного сектора (фьючерсных контрактов на покупку сельскохозяйственной продукции) вводятся фьючерсные контракты на продажу продукции аграрной сферы. Тем самым, правительство региона получает возможность привлечения дополнительных денежных средств, которые могут быть направлены на решение проблем в секторах производства сельскохозяйственного сырья и его промышленной переработки. Размещение контрактов на продажу, гарантированных правительством края, способствует повышению эффективности расходования финансовых ресурсов.

Реализация предлагаемой концепции позволяет субъекту Российской Федерации с помощью финансовых инструментов регулировать цены на аграрном рынке. В дальнейшем это может способствовать созданию предпосылок для организации товарной (фьючерсной) биржи в Ставропольском крае по всему ассортименту традиционных биржевых товаров.

На наш взгляд, экономические меры по созданию товарной (фьючерсной) биржи обеспечивают:

·  переход   от   использования   преимущественно   административных  методов     государственного     регулирования     в     секторе     производства сельскохозяйственного сырья Ставропольского края к более эффективным  экономическим инструментам;

· формирование финансовых ресурсов у производителей сельскохозяйственной продукции для эффективного осуществления воспроизводственного процесса;

·    привлечение в бюджет края средств инвесторов, заинтересованных  в  работе на региональных сельскохозяйственных рынках реального товара и  фьючерсных контрактов;

·    повышение   эффективности   использования   бюджетных   средств, выделяемых для государственных закупок сельскохозяйственной продукции  в федеральный и региональный продовольственные фонды.

Поддержка конкурентоспособности сектора производства сельскохозяйственного сырья в ситуации сокращения доходов товаропроизводителей может быть обеспечена развитием системы кредитования на основе залога имущества или продукции отраслей растениеводства и животноводства. При определении приоритетов кредитования целесообразно учитывать сезонность производства в сельском хозяйстве и необходимость развития перерабатывающей базы, способствующей снижению потерь и сокращению уровня совокупных издержек аграрной сферы.

Одной из форм кредитования сельскохозяйственного производства является авансирование государством закупок продукции через товарные кредиты, выступающие в условиях неплатежеспособности хозяйств необходимой предпосылкой посевной кампании. Представляется целесообразным ежегодное определение реальных потребностей в поставках продукции аграрной сферы в федеральный и региональные продовольственные фонды соответствующими министерствами сельского хозяйства. Правовой основой функционирования системы кредитования государственных закупок должны стать нормативные акты, гарантирующие предоставление государством сезонных кредитов различным субъектам собственности под залог будущего урожая.

Следует отметить, что в настоящее время степень институционализации финансового рынка в России не обеспечивает саморазвития рыночных отношений. Гражданский Кодекс РФ лишь в произвольной форме закрепляет обязанности ссудодателей и ссудополучателей в рамках договоров кредитования. Более того, в настоящее время в Российской Федерации кредитные операции постепенно замещаются товарно-лизинговыми отношениями. И хотя по своим целям и задачам лизинг сельскохозяйственной техники имеет некоторое сходство с традиционным банковским кредитом, он осуществляется в натурально-вещественной форме.

Более цивилизованным институтом финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий можно считать постановление правительства РФ «Об утверждении порядка предоставления в 2001 г. субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства», по которому ценовая поддержка аграрной сферы должна осуществляться через товарные закупки сырья и продовольствия в урожайные и товарные интервенции в неурожайные годы, введение целевых цен и развитие лизинга сельскохозяйственной техники.

Между тем, практика поставки сельскохозяйственных машин по лизингу не учитывает реальной стоимости и потребительских свойств капитальных товаров. На перерабатывающей промышленности подтверждается тенденция опережающего роста стоимости товарной массы по отношению к массе находящихся в обороте денег. Несмотря на то, что к концу 90-х гг. прошедшего века денежная масса превышала уровень товарной массы в стоимостном выражении на 40 %, к началу 2000 г. цены на предметы личного и производственного потребления возросли тридцатикратно при увеличении денежной эмиссии на 220 %. Ограничение спроса на заемные средства через повышение процентных ставок способствовало воспроизводству неравновесия между предложением и спросом на кредитные ресурсы.

Расширение системы льготного кредитования для развития перерабатывающей базы в сельском хозяйстве также выступает одним из условий трансформации сектора производства сельскохозяйственного сырья в систему агробизнеса. В постановлении правительства РФ «О порядке и условиях проведения в 2001 г. реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, страховым платежам в бюджеты государственных внебюджетных фондов» был установлен срок возврата в 2001 году полученных банковских  кредитов и уплате по ним процентов товаропроизводителями всех форм собственности.

 Действующая система бухгалтерского учета в сельском хозяйстве и во всей экономике России разработана в целях максимизации сбора налогов, так как затраты на сырье и материалы предприятий оцениваются по ценам приобретения, что, в свою очередь, сказывается и на доходах перерабатывающих предприятий. Поскольку между моментом приобретения сырья, материалов и выпуском готовой продукции существует временной разрыв, в период высокой инфляции затраты занижаются, а прибыль завышается. Из этой завышенной прибыли взимаются налоги в бюджет, вследствие чего налог на прибыль сокращает оборотные ресурсы различных субъектов собственности.

Но самую значительную роль в накоплении задолженности хозяйствующих субъектов играют высокие штрафы за несвоевременные уплату налогов, которые превышают 120 % годовых. Они были установлены во времена высокой инфляции, что делает нереальной уплату штрафов и пеней, так как в структуре недоимок на пени и штрафы приходится 168 %.

Налоговая система Российской Федерации адаптирована к прежней структуре аграрной экономики, доминирующее положение в которой занимали колхозы и совхозы. Когда же в ней стали функционировать крестьянские (фермерские) хозяйства, действующая налоговая система обусловила непропорциональное распределение налоговых платежей по различным субъектам собственности. Основное бремя налогов продолжают нести крупные сельскохозяйственные предприятия, а фермеры выводят часть оборота из сферы налогообложения. Поэтому для повышения собираемости налогов необходимо перераспределение налоговой нагрузки между субъектами сельского хозяйства и различными отраслями и секторами аграрного рынка.

Сложное финансовое состояние хозяйствующих субъектов в аграрной сфере указывает на целесообразность установления льгот по плате на землю для сельскохозяйственных предприятий, занимающихся переработкой собственного и давальческого сырья, и снижения доли налогов федерального бюджета, если хозяйства размещают на этих землях мини-заводы по переработке сельскохозяйственного сырья. При этом законодательство должно предусматривать льготы для юридических лиц, интегрирующих убыточные   или   низко   рентабельные   хозяйства,   а   также   обеспечивать  государственный мониторинг эффективности использования приобретаемых земель и сохранения их целевого назначения.

Экономически      эффективной       мерой         стимулирования сельскохозяйственного воспроизводства может стать отмена введенной в Налоговый Кодекс РФ льготы субъектам хозяйствования при приобретении или ввозе на территорию страны товарной продукции для непроизводственных целей. Поощрение импорта такой налоговой льготой ориентирует производителей на торгово-посредническую деятельность и ограничивает возможности отечественного производства. Таким образом, снижение степени фискальной  налоговой системы в сельском хозяйстве является необходимым условием становления и развития агробизнеса в России.

Исследование процесса создания формальных и неформальных институтов, обеспечивающих становление и развитие системы агробизнеса в переходной экономике, позволяет сделать следующие выводы:

- важнейшим институтом в системе агробизнеса является институт собственности на землю и имущество, способствующий ее эффективному функционированию. В силу этого анализ института земельной собственности в условиях переходной экономики включает в себя проблемы земельной кодификации;

- институциональные    преобразования    в    сельском    хозяйстве    и перерабатывающей   промышленности   должны   осуществляться   с   учетом специфики   этих   отраслей   и   предприятий,   занимающих   доминирующее положение на продовольственных рынках соответствующих регионов;

- институциональная основа функционирования сектора производства сельскохозяйственного      сырья      России      представлена  совокупностью законодательных норм, регулирующих процесс производства, переработки и доставки продукции сельского хозяйства конечному потребителю. Поскольку составные   элементы функциональной   структуры   агробизнеса   являются звеньями единого технологического цикла, правовые акты, принимаемые по каждому из его секторов, должны взаимодополнять друг друга;

- создание товарных (фьючерсных) бирж в сельскохозяйственных регионах России представляет собой одно из институциональных условий становления и развития агробизнеса, так как обеспечивает переход от традиционных методов государственного регулирования в секторах производства и реализации сельскохозяйственного сырья к более эффективным инструментам.

 

Контактная информация