2008 №3 (13)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

И.С. Троекурова

ПОИСКИ ПУТЕЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА РОССИИ В ТОРГОВЛЕ СО СТРАНАМИ АТЭС

 

К числу важнейших реалий современной глобализирующейся экономики относится тот факт, что сформировалась и проявляет свои системные черты международная торговля. Начиная с 1980-х гг. развитие международной торговли тесно связано с постепенным «срастанием» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно этот процесс наблюдается в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются экономические и административные барьеры между странами.

С 1998 г. Россия является членом форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Поскольку Россия не только европейская, но и азиатско-тихоокеанская страна, постольку без участия в АТЭС она не может состояться как великая держава в XXI в. Членами АТЭС являются 21 экономика (в данной организации представлены как самостоятельные экономики КНР, Гонконга и Тайваня, которые фактически или формально составляют единую территорию Китая).

С учетом того, что в настоящее время на территории стран, являющихся членами АТЭС, проживает 2,671 млрд. человек (41,4 % населения мира), а на долю ВВП членов этой организации в 2004 г. приходилось 31,337 трлн. долл. (56,5 % мирового ВВП) [1] и 8,36 трлн. долл. товарооборота (45 % мировой торговли) [2], именно в этом регионе следует искать резервы мирового экономического роста.

После вступления в АТЭС торговые связи России с экономиками этой организации постоянно расширяются. За 1998–2004 гг. товарооборот России с членами  АТЭС увеличился с 21,1 млрд. долл. до 44,93 млрд. долл. (более чем в 2 раза). Российский экспорт в экономике форума увеличился с 12,96 млрд. долл. в 1998 г. до 28,66 млрд. долл. (в 2,2 раза) в 2004 г., а импорт с 8,13 млрд. долл. до 16,27 млрд. долл. (в 2 раза). Тенденция, выраженная в цифрах, заставляет специалистов серьезно задуматься о перспективах товарооборота России с экономиками-членами АТЭС. За указанный период в торговле с экономиками-членами этой организации Россия постоянно имела положительное сальдо торгового баланса: в 1998 г. - 4,84 млрд. долл., а в 2004 г. - 12,39 млрд. долл.

В субрегиональном плане основными торговыми партнерами по АТЭС России являются страны Северо-Восточной Азии (СВА).

Данные официальных источников о торговле (Direction of Trade Statistics Yearbook и World Trade Organization) существенно отличаются от российских. Так, российский экспорт учитывается на границе РФ в ценах фоб, а на границе другого государства — в ценах сиф, т.е. в цену включаются издержки на транспорт, страхование и др. Возможно, что в торговле с некоторыми странами не учитывается приграничная торговля. Однако для сопоставления торговли между странами и анализа ее динамики нами используются статистические данные Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации (эти данные совпадают).

Первый по объему товарооборота партнер России в регионе СВА — Китай. Россия традиционно также является одним из важных торговых партнеров Китая и входит в десятку стран (и территорий) — крупнейших торговых партнеров КНР. В 2004 г. доля Китая в российском товарообороте с экономиками АТЭС составляла 32,84 %, в т.ч. в экспорте — 34,96 и импорте — 29,09 % (табл.1). За период 1998–2004 гг. наблюдалась тенденция постоянного увеличения товарооборота между двумя экономиками. Так, в 2004 г. товарооборот составил 14 753 млн. долл. (возрос на 29 %), в т.ч. экспорт — 10020 млн. долл. (рост на 22,8 %) и импорт — 4733 млн. долл. (рост на 44,7 %). Хотелось бы отметить и то, что в течение 1998–2004 гг. в торговле двух экономик постоянно наблюдалось положительное сальдо торгового баланса в пользу России (в 2004 г. — 5287 млн. долл.).

Таблица 1

Динамика товарооборота России со странами СВА, млн. долл.*

        * Составлено по: Direction of Trade Statistics Yearbook / IMF. New York, 2005.

Удельный вес России во внешней торговле КНР в 2004 г. составил 1,84 %. Однако по отдельным весьма важным для Китая товарным позициям доля поставок из России была существенно выше: в поставках деловой древесины — 64,7 %, удобрений — 47,5 %, морепродуктов — 44,5 %, импорт также занимал значительное место во ввозе нефти — 8,75 %, черных металлов — 13,9 %, бумажной массы и целлюлозы — 12,8 %.

Товарная структура российского экспорта в последние годы в целом оставалась стабильной. Как и в предшествующие годы, в ней наблюдается тенденция к увеличению удельного веса сырьевых товаров и продукции первичного передела. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. в структуре российского экспорта доля таких товарных групп, как минеральное топливо, древесина, удобрения, рыба и морепродукты, черные и цветные металлы, целлюлоза, руды, увеличилась с 76,1 до 84,2 %.

Продолжилось увеличение объемов поставок в Китай по товарной группе минеральное топливо, нефть и нефтепродукты. Ее удельный вес в структуре российского экспорта возрос до 34,5 %. Особенно быстро возрастал экспорт сырой нефти. В физических объемах поставки увеличились более чем в 2 раза — до 10,78 млн. т на сумму 2936 млн. долл. По поставкам сырой нефти доля России в совокупном импорте Китая за 2004 г. (122,82 млн. т) повысилась до 8,8 % против 5,8 % по итогам 2003 г. На более высокий уровень в российском экспорте вышли поставки деловой древесины и изделий из нее, экспорт которых в стоимостном выражении увеличился на 36,2 % и составил 1,44 млрд. долл. Подавляющая часть указанных поставок (91,3 %) приходилась на необработанный круглый лес.

Доля химических товаров в структуре российского экспорта повысилась до 9,1 %. Их было поставлено на сумму 1,1 млрд. долл. В значительных объемах продолжался экспорт удобрений, поставки которых заняли пятое место в российском экспорте. В 2004 г. в стоимостном выражении они увеличились на 44,1 % и составили 972,4 млн. долл. В основном в Китай вывозились калийные удобрения. Поставки морепродуктов достигли 739,36 млн. долл. (в основном российские поставки по этой товарной группе пришлись на треску).

В 2004 г. произошло уменьшение экспорта черных металлов. В стоимостном выражении он сократился на 21,2 % и составил 1,42 млрд. долл. Физические объемы экспорта снизились на 30,2 % и равнялись 4,07 млн. т. Ситуация с экспортом черных металлов из России в целом корреспондировала с колебаниями конъюнктуры на китайском рынке металлопродукции.

Произошло снижение объемов экспорта цветных металлов. В 2004 г. их поставки в стоимостном выражении сократились на 5,2 % до 627,77 млн долл., а в физическом объеме — на 16,4 % до 246,7 тыс. т (особенно снизились физические объемы поставок меди и никеля). В 2004 г. наблюдался резкий спад объемов поставок из России машин и оборудования. Данной продукции экспортировано на сумму 579,62 млн. долл., что на 53,7 % меньше, чем в 2003 г. В результате их доля в структуре экспорта уменьшилась до 4,8 %.

Таким образом, ускорение темпов роста российского экспорта в Китай было достигнуто прежде всего за счет резкого увеличения физических объемов поставок сырой нефти. Структура экспорта во все большей степени приобретала монокультурный характер. На четыре основные товарные группы (нефть и нефтепродукты, черные металлы, древесина, химические товары) в 2004 г. приходилось 67,1 % всего экспорта против 59,0 % в 2003 г.

При сохранении относительной стабильности в структуре поставок в 2004 г. импорт из Китая продолжал быстро увеличиваться по подавляющему большинству товарных позиций. Произошло дальнейшее увеличение поставок товаров, классифицируемых по группе машины и оборудование, на 47,5 %, что составило 1,56 млрд. долл. Структура указанной группы характеризуется широким ассортиментом поставляемых товаров при относительно небольших их объемах. Среди наиболее крупных позиций можно выделить бытовую электротехнику и электронику, оборудование для связи, транспортные средства (велосипеды, коляски) и т.п. Импорт по товарной группе пушнина, меховое сырье и меховые изделия увеличился в 2,39 раза и составил 1,19 млрд. долл. Увеличился также импорт изделий из натуральной и искусственной кожи, одежды из текстиля, обуви. Четвертый год подряд возрастал импорт из Китая химических товаров, объем которого достиг 493,3 млн. долл.

В 2004 г. произошло сокращение физических объемов импорта мяса из Китая на 20,8 % до 79,27 тыс. т, однако стоимостные показатели ввоза китайской мясопродукции повысились на 1,3 % до 114,55 млн. долл. Отмечено сокращение на 48 % в стоимостном и на 54,8 % в физическом выражении объемов ввоза в Россию зерновых, которые соответственно составили 37,59 млн. долл. и 156,4 тыс.т. Основной причиной этого стали предпринятые в Китае меры по ограничению экспорта зерна в связи с его нехваткой в стране [3].

В рамках проведения работы по продвижению и позиционированию продукции российского машиностроительного комплекса в КНР в ходе состоявшегося в Москве (августе 2004 г.) седьмого заседания Российско-Китайской подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству были достигнуты договоренности о подготовке обменных писем между Минэкономразвития России и Минкоммерции КНР по вопросам стимулирования торговли машинно-техни-ческой продукцией, которые были подписаны в ходе девятой регулярной встречи глав правительств двух стран в сентябре 2004 г.

В развитие этих договоренностей был разработан и подписан в декабре 2004 г. годовой План межминистерского сотрудничества по стимулированию торговли машино-технической продукцией. В нем, в частности, предусмотрены такие мероприятия, как проведение серии бизнес-семинаров, организация в Пекине специализированной выставки российской машино-технической продукции, открытие выставочного павильона российских машин и оборудования на Международной Харбинской торгово-экономической ярмарке, развертывание соответствующих экспозиций на Международной ярмарке высоких технологий в Шэньчжэне и Международной промышленной ярмарке в Шанхае и т.д.

В декабре 2004 г. в Москве состоялся второй Российско-Китайский семинар по вопросам сотрудничества в машино-технической сфере, организованный совместно Минэкономразвития России, Торгпредством России в КНР и Минкоммерции КНР. В нем приняли участие представители около 30 крупнейших китайских компаний.

С целью более широкого ознакомления китайских деловых кругов с экспортными возможностями российских машиностроительных предприятий подразделениями Минэкономразвития России подготовлен и распространен в ходе 16-й Международной Харбинской торгово-экономической ярмарки (июнь 2005 года) перечень российской машино-технической продукции для экспорта в Китай, который включил в себя информацию по более чем 50 крупным российским производителям указанных товаров.

В рамках 16-й Международной Харбинской торгово-экономической ярмарки организована масштабная экспозиция продукции российских производителей. Под эгидой Минэкономразвития России и Минкоммерции КНР состоялся День торговли России.

Несмотря на то, что в течение 2004 г. были заложены институциональные основы и созданы предпосылки для начала практического решения проблем «неорганизованной» торговли, потенциальная угроза возникновения новых обострений в данной сфере не устранена. Это подтвердилось уже в начале 2005 г., когда на территории России органами МВД у китайских компаний были конфискованы или арестованы крупные партии незаконно ввезенных в Россию крупных партий китайской обуви.

В мае 2004 г. Минкоммерции КНР предложило провести второе заседание совместной рабочей группы по урегулированию торговли с целью выработки конкретных механизмов реализации достигнутых в рамках этого органа решений.

Для обеспечения устойчивого и стабильного развития торгово-экономи-ческого сотрудничества между двумя странами в соответствии с договоренностями, достигнутыми Президентом России В.В.Путиным и Председателем КНР Ху Цзиньтао, в рамках одобренного главами государств Плана действий по реализации Договора о дружбе и сотрудничестве Минэкономразвития России и Минкоммерции КНР разработана среднесрочная программа развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества на 2006–2010 гг. Согласно этой программе объем товарооборота планируется увеличить до 80 млрд. долл.

Пока же Китай активно наращивает поставки в Россию машин и оборудования. Если в 2004 г. их удельный вес был чуть больше 17 %, то в 2005 г. превысил 20 %. Как отмечают эксперты, объемы импорта из Китая машин и технической продукции на 562,6 % превышают аналогичный российский экспорт [4].

Именно поэтому российское правительство считает, что основным ориентиром в двустороннем торговом сотрудничестве на ближайшие 5 лет должно стать не столько наращивание товарооборота, сколько совершенствование структуры взаимной торговли.

В торговле России с экономиками-членами АТЭС Япония является третьим партнером (после Китая и США). В 2004 г. доля Японии в российском товарообороте со странами форума составила 16,49 %, в т.ч. в экспорте — 12,1 % и импорте — 24,2 % (табл. 1). За период 1998-2004 гг. наблюдалась тенденция постоянного увеличения товарооборота между двумя экономиками. Так, в 2004 г. товарооборот составил 7408 млн. долл. (возрос на 75,4 %), в т.ч. экспорт — 3471 млн. долл. (рост на 44,2 %) и импорт — 3937 млн. долл. (рост почти в 2,2 раза). Хотелось бы отметить и то, что в течение 1998-2003 гг. в торговле двух стран постоянно наблюдалось положительное сальдо торгового баланса в пользу России, хотя его величина сокращалась. Однако в 2004 г. сальдо торгового баланса сложилось в пользу Японии и составило 466 млн. долл.

Однако статистика двусторонней торговли не учитывает поставки в Россию японских товаров (в основном бытовой электротехники и автомобилей), осуществляемых с японских предприятий в третьих странах. По оценкам специалистов, их ежегодный объем составляет 2–2,5 млрд. долл. [5] На предприятиях Китая и Республики Корея проводится первичная переработка российских морепродуктов с последующей поставкой в Японию под маркой этих стран или же осуществляется прямой реэкспорт, что также следует учитывать при оценке поставок российских морепродуктов в Японию.

Постепенный выход японской экономики из стагнации и расширение внутреннего спроса, а также сложившаяся в 2004 г. благоприятная ценовая конъюнктура способствовали росту физического и стоимостного объемов поставок на японский рынок почти всей номенклатуры российского экспорта (кроме чугуна, палладия, мазута и отдельных видов морепродуктов, поставки которых незначительно сократились).

На четыре основные товарные группы (металлы и металлоизделия, минеральное сырье и топливо, рыба и морепродукты, а также деловая древесина) приходится 95 % стоимостного объема экспорта.

Доля металлов и металлоизделий составила 36 %. В стоимостном выражении объем поставок этой группы товаров достиг 2 млрд. долл. и возрос по сравнению с 2003 г. более чем на 30 %. Причем около 2/3 стоимости поставок по данной группе приходится на первичный алюминий — 1,3 млрд. долл. Несмотря на некоторое сокращение объема экспорта палладия, Россия является крупнейшим экспортером этого металла на японский рынок.

Удельный вес минерального сырья и топлива составил 24 %, их поставки возросли по сравнению с 2003 г. в 1,5 раза — до 1,3 млрд. долл. В 2004 г. увеличился вывоз каменного угля (в количественном и стоимостном выражении) — до 528,5 млн. долл. (300 млн. долл. в 2003 г.). Рост цен на энергоносители обусловил увеличение стоимостного объема поставок нефти (на 10 %), несмотря на сокращение физического объема поставок нефти и мазута. Нефтепродуктов экспортировано на 402 млн. долл., нефти — на 391 млн. долл. В перспективе японские энергетические компании во все большем объеме будут получать из России нефть. Они взяли на себя также обязательство покупать российский газ. Однако российская сторона считает, что торговые связи с Японией следует привести в соответствие с потенциалом обоих государств.

В 2004 г. доля рыбы и морепродуктов сократилась до 19 %, или 1,02 млрд. долл., причем около 40 % объема (400 млн. долл.) приходилось на живые и мороженые крабы.

Благоприятная конъюнктура японского лесного рынка позволила в 1,5 раза (до 890 млн. долл.) увеличить экспорт деловой древесины; ее удельный вес в объеме экспорта возрос с 14 % в 2003 г. до 16 % в 2004 г. Россия занимает ведущее место среди зарубежных поставщиков в Японию круглого леса. В 2004 г. было поставлено более 6 млн. куб. м на сумму около 650 млн. долл. Динамично растут поставки на японский рынок российских пиломатериалов (удельный вес этой продукции достиг  25 %).

Экспорт в Японию машин и оборудования увеличился до 12,3 млн. долл., или на 12 %, но их доля составляет незначительную величину — менее 0,5 %. В машинно-технической продукции до 40 % приходится на электротехнику, трансформаторы, конвертеры, выпрямители и оптоволоконную технику. Поставляются также научные и оптические приборы, отдельные виды оборудования для атомных электростанций, лазерная техника, полупроводники и др.

В импорте из Японии в 2004 г. преобладала машино-техническая продукция (2,6 млрд. долл.), доля которой в стоимостном объеме импорта достигла 85 %. Более 70 % поставок составляют транспортные средства (1,9 млрд. долл.), в основном легковые автомобили, импорт которых из Японии возрос в 2,3 раза — до 1,7 млрд. долл. Вторую позицию в группе машинно-технических товаров занимала продукция общего машиностроения (строительная техника, подъемно-транспортное и насосно-компрессорное оборудование). В группе электротехнических товаров ведущее место занимали средства связи, а также видеотех-ника и телевизоры, поставки которых возросли в 2 раза по сравнению с 2003  г.

Импорт продукции черной металлургии в 2004 г. увеличился в 2 раза, в т.ч. стальных труб — в 2,8 раза. Такое значительное увеличение импорта этой продукции связано в первую очередь с реализацией проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Доля продукции черной металлургии в импорте составила 6,5 %, химической промышленности, включая резинотехнические изделия (автошины), — 4,5 %.

Важнейшими задачами на перспективу являются: совершенствование структуры взаимной торговли; повышение в российском экспорте удельного веса готовой продукции, особенно машин и оборудования; в импорте — технологического оборудования для создания конкурентоспособных экспортоориентированных производств. До настоящего времени были лишь отдельные случаи выхода России на предъявляющий чрезвычайно высокие требования к техническому уровню изделий и их качеству японский рынок. Это стало возможно при поставках уникальной, зачастую не имеющей аналогов в Японии продукции или продукции, спрос на которую не покрывается местным производством (автомобильные колесные диски из алюминия, изделия из титана, отдельные виды прессов и обрабатывающих центров). Однако в стоимостном выражении экспорт подобной продукции из России в Японию ограничен и, по-видимому, не будет в ближайшей перспективе заметно влиять на динамику товарооборота.

В целях реального увеличения в российском экспорте в Японию доли готовых изделий необходимо предпринять комплекс взаимоувязанных мер: широкое информирование потенциальных японских импортеров о возможностях отечественной промышленности с перечнем конкретных видов конкурентоспособной машинно-технической продукции; постоянное присутствие на рынке (включая проведение массированной рекламы, участие в специализированных выставках и т.п.) представителей российских предприятий, производящих перспективную экспортную продукцию; целенаправленная работа по привлечению японских инвестиций для создания производств экспортной ориентации, корректировка инвестиционных проектов с последующим расширением экспорта готовой продукции.

Несмотря на сравнительно непродолжительную историю отношений двух стран, Россия и Республика Корея достигли большого прогресса в экономическом сотрудничестве не только по масштабу, но и по качеству. В 2003 г. в Москве было подписано межправительственное соглашение об урегулировании российской задолженности Республике Корея по предоставленным СССР государственным кредитам, что создало благоприятные условия для развития двустороннего сотрудничества и придания ему стратегического характера.

В торговле России с экономиками-членами АТЭС Республика Корея является важным партнером. В 2004 г. доля этой страны в российском товарообороте со странами форума составила 8,87 %, в т.ч. в экспорте — 6,8 % и импорте — 12,45 % (табл.1).

За период 1998–2004 гг. наблюдалась тенденция постоянного увеличения товарооборота между двумя странами. Так, в 2004 г. товарооборот составил 3988 млн. долл. (возрос на 51,7 % по сравнению с 2003 г.), в т.ч. экспорт — 1963 млн. долл. (рост на 49 %) и импорт — 2025 млн. долл. (рост на 54,3 %). Хотелось бы отметить и то, что в течение 1999–2003 гг. в торговле двух стран постоянно наблюдалось положительное сальдо торгового баланса в пользу России, хотя его величина и сокращалась. Однако в 2004 г. сальдо торгового баланса сложилось в пользу Республики Корея и составило 62 млн. долл.

Российский экспорт в Республику Корея остается преимущественно сырьевым с преобладанием металлов и изделий из них (50–53 %), товаров топливно-энергетической группы — нефти, нефтепродуктов, угля (20–23 %), лесоматериалов, химической продукции, рыбы и морепродуктов [6]. Республика Корея в связи с отсутствием месторождений природных ресурсов заинтересована в их импорте из России, особенно в импорте энергоносителей (природного газа, нефти и нефтепродуктов, топлива для атомных электростанций), полиметаллических руд, черных и цветных металлов.

Экспорт машин и оборудования России в Республику Корея в 2004 г. увеличился на 9,1 % по сравнению с 2003 г. за счет увеличения поставок авиационной техники. В целом же машинно-техническая продукция составляет всего лишь 5 % российского экспорта.

Импорт России в 2004 г. был представлен машино-техническим оборудованием и транспортными средствами (55,5 %), в основном легковыми автомобилями (и запасными частями к ним), машинами и оборудованием, бытовой техникой, экскаваторами и танкерами. Россия также импортирует из Республики Корея текстильные изделия, обувь, продовольственные товары.

В настоящее время реализуются меры, способствующие росту товарооборота, организации производства на российских предприятиях тех товаров, которые ввозятся из Республики Корея в Россию (бытовая электроника и электротехника, автомобили и др.). Значительное внимание уделяется более глубокой переработке в России сырья и материалов с учетом требований южнокорейских фирм (в т.ч. на предприятиях, создаваемых в России инвесторами из Республики Корея).

Российско-тайваньские экономические отношения существуют с конца 1980-х гг.: в 1989 г. двусторонняя торговля уже имела место, хотя ее объем и составлял всего 74 млн. долл. В 1990 г. Тайвань отменил ограничения на прямую торговлю и инвестиции в СССР, в 1993–1994 гг. страны установили друг для друга льготные таможенные режимы. В целом развитие двусторонних отношений носит поступательный характер, что является их важнейшей характеристикой [7]. В торговле России с экономиками-членами АТЭС Тайвань постепенно занимает все большее место. В 2004 г. доля этой экономики в российском товарообороте со странами АТЭС составила 5,21 %, в т.ч. в экспорте — 6,97 % и импорте — 2,1 % (табл. 1). За период 1998–2004 гг. наблюдалась тенденция постоянного увеличения товарооборота между двумя экономиками. Важно, что в течение этого времени товарооборот между Россией и Тайванем увеличился более чем на порядок. В 2004 г. товарооборот составил 2341 млн. долл. (возрос более чем в 2,1 раза, в т.ч. экспорт — 1999 млн. долл. (рост в 2,4 раза) и импорт — 342 млн. долл. (рост на 32,6 %). Хотелось бы отметить и то, что в течение 1998—2004 гг. в торговле двух стран постоянно наблюдалось положительное сальдо торгового баланса в пользу России, в 2004 г. составившее 1657 млн. долл.

Однако сырьевая направленность российского экспорта постоянно значительно преобладает. Так, в 2003 г. в российском экспорте поставки черных металлов достигли 609 млн. долл., или 72,6 %, в т.ч. полуфабрикатов из железа или нелегированной стали — 473,3 млн. долл. (56,5 %). В I полугодии 2004 г. по сравнению с I полугодием 2003 г. поставки черных металлов возросли в 2,5 раза — до 674 млн. долл. и их доля в российском экспорте превысила 79 %. Нефти в 2003 г. экспортировано на 43,5 млн. долл. (5,2 %) [8], алюминия и изделий из него — на 44,5 млн. долл. (5,3 %), изделий из титана — на 22,5 млн. долл. (2,3 %), синтетического каучука — на 10,4 млн. долл. (1,2 %) [9]. Необходимо обратить внимание на то, что на долю машин и оборудования, а также интегральных схем, транзисторов и другой продукции, входящей в группу электрических машин и электронных приборов и их частей, приходится всего около 2 % российского экспорта.

Импорт из Тайваня имеет совершенно иную направленность. В 2003 г. на долю машин и оборудования приходилось 54,7 %, пластмасс — 11,6 %, изделий из черных металлов — 6,2 %, химических нитей и химических волокон — 4,4 %.

В товарной структуре российского экспорта преобладает сырье, а в импорте в основном — машины, оборудование и другие промышленные изделия. Такая структура стабилизировалась и в ближайшие годы существенно не изменится. Однако возможен рост поставок на тайваньский рынок российского высокотехнологичного оборудования и продукции химической промышленности.

Расширение торговых связей между странами основывается на взаимодополняемости хозяйств обеих стран и способствует повышению значимости партнеров в их товарообороте, что полностью отвечает их интересам.

В торговле России с экономиками-членами АТЭС Гонконг занимает незначительное место. В 2004 г. доля этой экономики в российском товарообороте со странами АТЭС составила лишь 0,73 %, в т.ч. в экспорте — 1,1 % и импорте — 0,06 % (табл.1). За период 2000–2004 гг. наблюдалась тенденция увеличения товарооборота между двумя экономиками, однако в отдельные годы происходило его сокращение. В 2004 г. товарооборот России с Гонконгом составил 328 млн. долл. (такую же величину составлял товарооборот и в 2003 г.), в т.ч. экспорт — 318 млн. долл. (сокращение на 3 млн. долл.) и импорт — 10 млн. долл. (рост на 3 млн. долл.). Хотелось бы отметить и то, что в течение 1998–2004 гг. в торговле двух экономик постоянно наблюдалось положительное сальдо торгового баланса в пользу России, в 2004 г. составившее 308 млн. долл.

Как и в торговле с другими экономиками, беспокоящей тенденцией остается ярко выраженная сырьевая направленность и узкая номенклатура экспорта из России в Гонконг. На долю товаров сырьевой группы приходится более 90 % российских поставок (металлы и изделия из них, товары топливно-энергетиче-ской группы — нефть, нефтепродукты, лесоматериалы и химическая продукция), [10] что делает отечественный экспорт весьма зависимым от неблагоприятной конъюнктуры китайского рынка. В связи с отсутствием месторождений природных ресурсов Гонконг заинтересован в их импорте из России. Последние несколько лет наблюдается снижение объема продаж готовой и высокотехнологичной продукции, а также изделий с высокой степенью добавленной стоимости. Продолжает сокращаться экспорт из России в Гонконг полупроводников.

Импорт из Гонконга (компьютеры и их комплектующие, оргтехника, бытовые приводы)  составляет незначительную величину и особого значения для экономик двух стран не имеет. Однако для России Гонконг может иметь особое значение как уникальное «окно» не только в «Большой Китай», но и в регион Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанский регион в целом.

Следующим по значимости торговли для России регион АТЭС – страны Северной Америки. На их долю приходилось 28,1% российского товарооборота в экономики-члены форума.

США являются вторым торговым партнером России среди экономик-членов АТЭС. В 2004 г. доля США в российском товарообороте с экономиками форума составляла 25,7 %, в т.ч. в экспорте — 29,1 % и импорте — 19,7 % (табл. 2). В торговых отношениях РФ и США значителен удельный вес кратковременных, разовых и небольших по объему сделок (из-за этого товарный состав торговли кажется диверсифицированным), однако они не могут быть фундаментом развития производственной кооперации компаний обрабатывающей промышленности РФ и США.

В течение 1999–2003 гг. расширение российских поставок на рынок США ограничивали протекционистские барьеры, введенные властями США после 1998 г.: нетарифные ограничения на импорт черных металлов, текстильных товаров, минеральных удобрений и др. [11] Однако в 2004 г. российско-американский товарооборот увеличился до 11559 млн. долл. (возрос на 28,2 %), в т.ч. экспорт России увеличился до 8354 млн. долл. (рост на 37,3 %) и импорт – до 3205 млн. долл. (рост на 9,3 %). Положительное сальдо торгового баланса для России в 2004 г. достигло 5147 млн. долл. (в 2003 г. – 3151 млн. долл.) Такой баланс сложился в результате низкого спроса российских фирм на товары, которые могут предложить компании США (в основном высокотехнологичная продукция, дорогие высококачественные потребительские товары и др.)

Таблица 2

Динамика товарооборота  России со странами НАФТА, млн. долл.*

* Составлено по: Direction of Trade Statistics Yearbook / IMF. New York, 2005.

В 2004 г. в структуре российского экспорта в США на сырье и полуфабрикаты приходилось более 80 %, в том числе энергетическое сырье (включая нефть и нефтепродукты) – 35,9 % [12], металлы и изделия из них – 34,7 %, продукцию химической промышленности – 13,5%, драгоценные камни и металлы (в основном платиноиридиевой группы и алмазы) – 5,4 %, текстильно-трикотажные изделия – 2,9 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (в основном морепродукты и алкогольные напитки) – 2,7 %. Поставки черных металлов увеличились (по стоимости) в 6,3 раза, нефти и нефтепродуктов – на 36 %, алмазов – на 2 %, алюминия (в основном необработанного) – на 67 %, кобальта, титана и магния – на 63 %, никеля – на 10 %, меди – на 37 %. В 2004 г. экспорт продукции цветной металлургии возрос на 55,1 %, а металлов платиноиридиевой группы – на 4,4 %. Поставки древесины и изделий из нее (фанера и пиломатериалы) увеличились на 43 %, произведений искусства и антиквариата – в 3 раза, химических удобрений – на 28 %.

Увеличению российского экспорта в США в 2004 г. способствовали рост цен на нефть и нефтепродукты, а также благоприятная конъюнктура на рынке металлургической продукции, совпавшая с прекращением действия ряда ограничений на импорт стали в США. Доля продукции машиностроения в российском экспорте в США составила всего лишь 1,2 %, а объем ее поставок в стоимостном выражении уменьшился на 20 %.

В 2004 г. в российском импорте из США доля машино-технической продукции составила 50,6 % (в 2003 г. – 51,5 %), в том числе механического оборудования – 31 %, электротехнического оборудования и электроники – 6,8 %, приборов и аппаратов – 6 %. Доля продовольственных товаров и сельхозсырья в российском импорте увеличилась до 29,7 % (в 2003 г. – 25,3 %), а продукции химической промышленности – снизилась до 9,6 % (в 2003 г. – 14,1 %). Российские закупки возросли почти по всем основным товарным группам, в том числе ввоз машин и оборудования – на 16,4 %. Импорт механического оборудования увеличился на 11,5 %, транспортных средств – на 65 %, авиационной техники и запчастей – почти в 3 раза. Поставки в РФ продовольственных товаров и сельхозсырья повысились на 38,8 %, возрос по стоимости ввоз мяса и мясных продуктов на 30 % (в основном за счет увеличения импорта мяса птицы – на 40,3 %), табачного сырья и сигарет – в 2 раза, пшеницы – в 3,3 раза.

В перспективе ожидается рост российско-американского товарооборота при опережении темпов российского экспорта. Прогнозируется расширение объемов экспорта из России черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов, а в импорте из США возрастет доля машин и оборудования при сохранении доли ввоза продовольственных товаров и сельхозсырья. Торговое сотрудничество становится все более важным элементом российско-американских отношений и способствует их выведению на качественно новый уровень, позволяющий строить эти отношения на стабильной основе, на принципах равноправия и взаимного доверия.

Канада не является основным торговым партнером России. В 2004 г. доля этой страны в российском товарообороте с экономиками форума составляла всего 1,86 %, в т.ч. в экспорте — 1,7 % и импорте — 2 % (табл.2). В 1998-2003 г. у России в торговле с Канадой торговый баланс имел отрицательное сальдо. В 2004 г. впервые сальдо торгового баланса было в пользу РФ – 166 млн. долл., причем экспорт составил 500 млн. долл. (рост на 88,7 %), а импорт – 334 млн. долл. (рост на 11,7 %).

После прекращения Россией в 1990-х гг. закупок зерна в Канаде  российский импорт снизился, однако отмечалась тенденция к росту ввоза в Россию машин и оборудования (в 2003–2004 гг. их доля возросла до ¾) при снижении из Канады импорта продовольствия [13].

В 2004 г. в экспорте из России доминировали минеральные продукты, в т.ч. нефть, доля которой составила 57,5 %. Следует отметить, что заметный рост российского экспорта металлов и изделий из них в Канаду, укрепление позиций российских экспортеров металлов и металлопродукции на канадском рынке произошли благодаря пересмотру канадской стороной антидемпинговых пошлин в отношении поставок российской горячекатаной рулонной стали, прекращению разбирательства по оцинкованной стали и пересмотру пошлин на толстолистовую сталь. В группе металлов экспорт черных металлов сократился, а вывоз цветных металлов возрос в 3 раза. В 1,6 раза увеличились поставки  в Канаду продуктов химической промышленности, особенно возросли поставки продуктов неорганической химии и удобрений.

В российском экспорте значительно возросли поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, причем почти в 10 раз увеличился экспорт крепких спиртных напитков, значительно возрос экспорт рыбы и морепродуктов. Рыба и морепродукты остаются одной из ведущих товарных позиций  российского экспорта в Канаду. В российском экспорте доля машин, оборудования и транспортных средств составила около 3 %. Особенностью является увеличение поставок частей вертолетов и узлов двигателей для гражданской авиации. Определенный удельный вес в российском экспорте в Канаду составила древесина и целлюлозно-бумажные изделия, плиты древесно-стружечные, драгоценные камни и металлы (платина, необработанные, искусственные, драгоценные и полудрагоценные камни, ювелирные изделия). В целом хотелось бы и в перспективе надеяться на позитивную динамику наращивания экспорта.

Положительной тенденцией в торговле с Канадой является то, что в последние несколько лет в российском импорте увеличилась доля машин и транспортных средств (более 70 %). Рост импорта был отмечен по всем позициям данной группы товаров. Возрос также импорт строительных изделий из пластмасс, что вызвало увеличение ввоза продукции химической промышленности. Следует обратить внимание и на тенденцию сокращения в импорте Россия из Канады продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (стоимостные объемы уменьшились почти в 2 раза) из-за снижения поставок в Россию канадского мяса (свинины, субпродуктов, свиного жира и жира домашней птицы) почти в 3 раза. Однако возрос импорт рыбы и овощей (картофель).

 Однако, несмотря на значительный рост товарооборота между Россией и Канадой, его объем не устраивает обе страны. В ближайшей перспективе намечается увеличение поставок в Россию машино-технической продукции, особенно высокотехнологичной.

Еще одним торговым партнером России среди экономик-членов АТЭС является Мексика. В 2004 г. доля этой страны в российском товарообороте с членами форума составила всего лишь 0,5 %, в т.ч. в экспорте — 0,6 % и импорте — 0,4 % (табл.2). В 2004 г. товарооборот двух стран составил 244 млн. долл. (возрос на 54,4 %), в т.ч. экспорт — 181 млн. долл. (рост на  84,7 %) и импорт — 63 млн. долл. (рост на 5 %). В течение 1998-2004 гг. в торговле России и Мексики наблюдалось положительное сальдо торгового баланса в пользу России, составившее в 2004 г. 118 млн. долл.

Основу российского экспорта в Мексику составляет продукция химической промышленности (минеральные удобрения – 60 %). В 2004 г. Россия экспортировала 563 тыс. т азотных, калийных и смешанных удобрений на сумму 59, 2 млн. долл. Несмотря на принятие ограничительных мер в отношении ввоза из России горячекатаного и холоднокатаного проката в рулонах, на эти позиции приходится  значительная часть в экспорте продукции черной металлургии, хотя ее доля  и сокращается. Доля машино-технической продукции (двигатели турбореактивные и турбовинтовые, авиационная техника) постоянно увеличивается: в 2002 г. – 1,5%, в 2003 г. – 4,9 %, в 2004 г. – более 6 %.

В российском импорте доля машин, оборудования и транспортных средств (насосы, вычислительные машины и их блоки, легковые автомобили) составила 27,9 %, спиртовых напитков – 16,1%, экстракта и концентрата кофе и чая – 13 %. В прошлом году импортировалась также медицинская, бытовая и контрольно-измерительная аппаратура.

В 2003 г. ОАО «Силовые машины» в консорциуме с тремя мексиканскими компаниями выиграло торги на поставку гидротурбин и генераторов на сооружение ГЭС «Эль Кахон» (стоимость проекта – 748 млн. долл.). ОАО «Силовые машины» участвует в торгах на поставку гидрогенераторов для ГЭС «Чилатан», «Эль Гальо» и «Бенито Хуарэс» и намерено участвовать в торгах на поставку гидротурбин и гидрогенераторов для ГЭС «Ла Парота» [14].

Развитие российского экспорта сдерживает отнесение мексиканскими органами власти России при проведении антидемпинговых расследований к категории стран «с централизованно планируемой  экономикой». В связи с этим антидемпинговые процедуры, применяемые к российским товарам, являются более жесткими, а вводимые антидемпинговые пошлины выше, чем на товары  из стран с рыночной экономикой.  Так, был введен запрет на ввоз из России холоднокатаного и горячекатаного проката в рулонах, бесшовных труб и толстолистовой стали (антидемпинговые пошлины установлены в размере 30 – 88 %).

Перспективными товарами российского экспорта являются энергетическое оборудование; авиационная техника, в том числе вертолеты (при получении сертификатов в соответствии со стандартами США); оборудование для очистки сточных вод, а также питьевой воды; лицензии на производство высокотехнологичного оборудования. К традиционным товарам относится продукция химической промышленности, черной металлургии и изделия из них (с высокой степенью переработки).

В дальнейшем в импорте из Мексики будет возрастать доля машин, оборудования и транспортных средств, особенно насосно-компрессорного оборудования и бытовой техники и др. Страны заинтересованы в дальнейшем расширении двусторонних торговых отношений.

Далекими и не изученными рынками для торговли России являются австралийский и новозеландский.

Доля Австралии во внешнеторговом обороте России с экономиками-чле-нами АТЭС в 2004 г. составляла всего лишь 0,38 %, в т.ч. в экспорте — 0,08 % и импорте — 0,92 % (табл. 3). В 2004 г. товарооборот между двумя странами составил 173 млн. долл. (рост на 61,8 %), причем экспорт – 22 млн. долл. (возрос на 15,8 %), а импорт – 151 млн. долл. (рост на 65,9 %).

Таблица 3

Динамика товарооборота России с Австралией и Новой Зеландией, млн. долл.*

             * Составлено по: Direction of Trade Statistics Yearbook / IMF. New York, 2005.

За период 1998-2004 гг. в торговле с Австралией Россия  постоянно имела отрицательное сальдо торгового баланса, составившее в 2004 г. 129 млн. долл.

В товарной структуре  российского экспорта преобладают химические товары, алюминий, продукция целлюлозно-бумажной и лесоперерабатывающей промышленности (бумага, картон, фанера), а также черные металлы (чугун). Доля поставок машин и оборудования (металлообрабатывающие станки, приборы и инструменты) незначительна.

В импорте из Австралии преобладают товары продовольственной группы (мясомолочная продукция, вина), глинозем, искусственный корунд, а из готовых товаров промышленной группы – фотоаппараты, игрушки, спортивные товары, машины и транспортные средства [15]. Хотелось бы надеяться на то, что в ближайшем будущем Россия будет  больше импортировать готовой продукции, особенно высокотехнологичного оборудования.

В торговле России с экономиками-членами АТЭС Новая Зеландия также занимает незначительное место. В 2004 г. доля этой страны в российском товарообороте со странами форума составляла 0,17 %, в т.ч. в экспорте — 0,08 % и импорте — 0,34 % (табл. 3). В 1998 г. товарооборот двух стран был равен 142 млн. долл., однако в следующем году он сократился до 48 млн. долл. и в 2004 г. увеличился до 78 млн. долл., в т.ч. экспорт — 22 млн. долл. (возрос в 2,75 раза) и импорт — 56 млн. долл. (снижение на 12,5 %). Россия постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса с этой страной.

В 2004 г. Россией поставлялся прокат черных металлов, алюминий, удобрения, химикаты, оптические приборы, запчасти к проданным автомобилям, печатная продукция, экспортировались также рыболовные суда и вертолеты [16].

В торговле между странами существует значительный дисбаланс, отсутствуют стабильные контакты между представителями деловых кругов стран и значительные транспортные издержки. В рамках саммита экономик-членов АТЭС (Бангкок, октябрь 2003 г.) состоялась встреча Президента В.Путина с премьер-министром Новой Зеландии Х. Кларк, на которой было решено «дать поручение соответствующим учреждениям возобновить контакты на правительственном уровне с целью вывести двусторонние торгово-экономические связи  на более высокую ступень».

Малайзия является одной из динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Во внешней торговле России с экономиками-членами  АТЭС, расположенными в ЮВА, Малайзия занимает первое место.

Доля этой страны во внешнеторговом обороте России с экономиками форума в 2004 г. была всего лишь 1,19 %, в т.ч. в экспорте — 0,39 % и импорте — 2,6 % (табл. 4). В 2004 г. товарооборот между двумя странами составил 537 млн. долл. (сократился на 25,5 %), причем экспорт – 114 млн. долл. (сократился почти в 3 раза), а импорт – 423 млн. долл. (рост на 42,4 %). В 1999–2003 гг. сальдо торгового баланса было в пользу России, однако в 2004 г. оно стало в пользу Малайзии и составило 309 млн. долл.

Таблица 4

Динамика товарооборота  России со странами ЮВА, млн. долл.*

* Составлено по: Direction of Trade Statistics Yearbook / IMF. New York, 2005.

Малайзия, как развивающаяся страна, пользуется преференциальным режимом при экспорте отдельных товаров в Россию. В результате мер по упрощению и унификации российского импортного тарифа существенно улучшились условия доступа на российский рынок для многих малазийских товаров. До 1992 г. структура двусторонней торговли ограничивалась в основном закупками в Малайзии пальмового масла, продуктов его переработки и натурального каучука (70–95 % российского импорта) и поставками в Малайзию удобрений (70–80 % российского экспорта) [17].  В последние годы  существенно увеличился двусторонний товарооборот, расширилась номенклатура поставляемых товаров и круг участников торговых отношений с обеих сторон. С 2000 г. крупнейшей товарной позицией экспорта России стали прокат черных металлов (71 %), удобрения и химические продукты (23 %). При этом листовой прокат Новолипецкого и Череповецкого металлургических комбинатов в последние годы стал крупнейшей товарной позицией российского экспорта (69 %).

В 2004 г. в российском экспорте доля проката черных металлов составила  около 70 %, удобрений и химической продукции – 6 %, машин и оборудования – 4 %. В 2004 г. в Малайзии сохранялась благоприятная общехозяйственная конъюнктура, что создало хорошие предпосылки для дальнейшего развития российско-малазийских торгово-экономических отношений.  Вместе с тем экспортные возможности основных товарных групп российского экспорта (продукция черной металлургии и нефтехимической промышленности) начали сужаться в связи с созданием в Малайзии ряда аналогичных производств. Так, в первом квартале 2004 г. сократился экспорт в Малайзию горячекатаного проката в рулонах, что связано с выходом на проектную мощность завода по производству листового и рулонного проката фирмы «Мегастил» в г. Бантинг (штат Селангор).

В российском импорте из Малайзии 42 % приходилось на машины и оборудование (включая бытовую технику), пальмовое масло – 33 %, промышленные товары народного потребления – 4 %.

В целях диверсификации структуры двусторонней торговли, расширения российского экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости совместно с заинтересованными российскими организациями и фирмами проводится работа по продвижению на малазийский рынок  машино-технической (электронные компоненты, медицинские приборы и оборудование, робототехника) и химической продукции.  Для диверсификации торговли между двумя странами в 2004 г. Россию посетила миссия Малазийской корпорации развития внешней торговли (МАТРЕЙД) [18].

Росту двустороннего товарооборота  между Россией и Малайзией  препятствуют значительные транспортные издержки при перевозке товаров в связи с географической отдаленностью Малайзии.

Развитие торгового сотрудничества РФ с Малайзией сдерживают и жесткая конкуренция на малазийском рынке, а также традиционные связи фирм Малайзии с компаниями Японии, США, КНР, Тайваня и европейских стран, поделившими малазийский рынок. Для значительного увеличения товарооборота следует развивать сбытовую и сервисную сети, оказывать государственную поддержку экспорту.

Объективной предпосылкой для расширения торговых связей  России с этой страной служит потребность Малайзии диверсифицировать рынки сбыта для производимой промышленной, сырьевой и сельскохозяйственной продукции, а также поиск возможных источников приобретения современного промышленного оборудования и передовых технологий. Кроме того, Малайзия могла бы сыграть роль стартовой площадки, с которой Россия продвигала бы свои товары и услуги в регион АТЭС.

В торговле России с экономиками-членами АТЭС Индонезия занимает незначительное место. В 2004 г. доля этой страны в российском товарообороте с экономиками форума составила 0,81 %, в т.ч. в экспорте — 0,5 % и импорте — 1,36 % (табл. 4).

За период 2000–2004 гг. наблюдалась тенденция постоянного увеличения товарооборота между двумя странами. Так, в 2004 г. товарооборот составил 366 млн. долл. (снизился на 12,5 %), в т.ч. экспорт — 145 млн. долл. (сократился на 39 %) и импорт — 221 млн. долл. (рост на 21,4 %). Хотелось бы отметить и то, что в течение 1999–2003 гг. в торговле двух стран постоянно наблюдалось положительное сальдо торгового баланса в пользу Индонезии (за исключением 2003 г.).

Резкое снижение доли поставок черных металлов и металлоизделий в российском экспорте произошло в результате установления Индонезией с мая 1999 г. антидемпинговых пошлин в размере 62 % в отношении изделий из черных металлов (значительные потери понес Новолипецкий металлургический комбинат) [19]. В 2004 г. важными статьями российского экспорта являлась продукция черной металлургии и металлоизделия, целлюлоза, бумага и картон, минеральные удобрения, органические соединения. Налаживаются поставки в Индонезию российского оборудования для нефтегазового сектора. Однако товарная структура торговли слабо диверсифицирована (характерна узость номенклатуры и значительная доля сырьевых групп товаров). Перспективным товаром для экспорта продолжают оставаться удобрения, особенно калийные. Учитывая годовую потребность в них Индонезии в 50 тыс. т и экспортные возможности России, можно было бы рассмотреть вопрос об увеличении поставок калийных удобрений. Это позволило бы увеличить российский экспорт в эту страну.

Импорт России из Индонезии состоит в основном из товаров плантационной группы, продукции легкой и масложировой промышленности. В 2004 г. объемы российско-индонезийского сотрудничества во многом определялись индонезийскими поставками сырьевых  товаров тропического происхождения (чая, пальмового и кокосового масел, какао-бобов и какао-масла, натурального каучука).

Индонезия является для России одним из перспективных торговых партнеров в ЮВА. В 2003 г. в ходе официального визита в Россию президента Индонезии были приняты решения о расширении торговых связей. Представители правительственных и деловых кругов Индонезии считают, что с учетом взаимодополняемости экономик двух стран хорошие перспективы имеют такие формы внешнеторговых отношений, как встречные поставки, что практикуется Индонезией в торговле с некоторыми государствами АСЕАН. При положительном решении данного вопроса для российских импортеров интерес могло бы представить расширение закупок в Индонезии товаров плантационной группы (чай, кофе, пряности, каучук, пальмовое масло), а также потребительских товаров (текстиль, готовая одежда, обувь, бытовая техника), продуктов питания и мебели. Примером успешной встречной торговли стал подписанный и вступивший в действие в 2003 г. контракт на поставку в Индонезию российской авиатехники (более 190 млн. долл.) [20] с частичным погашением поставок товарами традиционного индонезийского экспорта.

Приоритетным направлением российской торговли с Индонезией является наращивание экспорта наукоемкой и машинно-технической продукции. Так, возможно увеличение экспорта в Индонезию сельхозтехники, некоторых видов промышленного оборудования (газотурбинные установки для электростанций, геотермальные станции, ветряные двигатели, солнечные батареи), металлоконструкций для возведения мостов. Индонезийская сторона заинтересована также в закупках российских вертолетов в противопожарном исполнении для службы по борьбе с пожарами. В то же время с российской стороны необходимы меры, стимулирующие экспорт товаров в Россию, т.к. сложившийся дисбаланс в торговле ни в коей мере не может устроить индонезийскую сторону.

До 1991 г. Вьетнам являлся традиционным торговым партнером СССР. На долю Советского Союза приходилось 60–70 % всего объема внешней торговли Вьетнама [21]. В настоящее время рост поставок российских товаров во Вьетнам сдерживается высокими себестоимостью продукции и транспортными расходами, недостаточностью государственной поддержки экспортеров промышленной продукции, необязательностью российских поставщиков, острой конкуренцией со стороны экспортеров из Японии, Республики Корея, Тайваня, США и Западной Европы.

В торговле России с экономиками-членами АТЭС Вьетнам занимает незначительное место. В 2004 г. доля этой страны в российском товарообороте с экономиками форума составила 1,79 %, в т.ч. в экспорте — 2,46 % и импорте — 0,6 % (табл. 4). За период 1998–2004 гг. товарооборот между двумя странами увеличился в 2,4 раза, составив в 2004 г. 806 млн. долл., в т.ч. экспорт — 706 млн. долл. (возрос почти в 2 раза) и импорт — 100 млн. долл. (рост на 31,6 %). Важно и то, что в торговле двух стран сложилось устойчивое положительное сальдо торгового баланса в пользу России, составившее в 2004 г. 606 млн. долл.

Основу российского экспорта во Вьетнам составляли металлы и металлоизделия (56 %). В последние годы Россия занимала лидирующие позиции среди экспортеров проката черных металлов и автомобильной техники («КамАЗ», «УАЗ»). С 1998 г. Россия поставляет во Вьетнам  энергетическое, электротехническое, горношахтное, дорожно-строительное, подъемно-транспортное оборудование, тракторы, автомобили, оборудование для нефтедобывающей и других отраслей промышленности, запасные части к машинам и оборудованию [22].

Имевшее место сокращение экспорта комплексного оборудования обусловлено отсутствием государственной поддержки. Российские организации испытывали недостаток средств для предоставления вьетнамским заказчикам кредитов на закупку оборудования. Кроме того, поскольку проводящиеся во Вьетнаме экономические реформы в значительной мере финансируются за счет привлечения иностранных кредитов (как в форме официальной помощи развитию, так и в форме кредитов международных финансовых организаций) деятельность российских организаций осложняется жесткой конкуренцией со стороны фирм развитых стран. После отмены экономического эмбарго и установления дипломатических отношений с США на вьетнамском рынке резко возросла активность американских фирм [23].

Однако Вьетнам по-прежнему остается перспективным и емким рынком для следующих российских товаров: авиа и автотехники, дорожно-строи-тельного оборудования, тракторов и запасных частей к ним, проката черных и цветных металлов, кабельной продукции и удобрений.

В структуре российского импорта доля продовольственных товаров превышала 43 % (рис, фрукты и овощи, чай [24], кофе, перец, растительное масло, супы, соусы), а изделий легкой промышленности – 27 % (готовая одежда, обувь). Постоянно увеличиваются закупки натурального каучука, морепродуктов, фруктов и овощей, эфирных масел, продукции кустарно-художественных промыслов.

Перспективы роста и диверсификации торгового сотрудничества России и Вьетнама определяются осуществлением политики импортозамещения и сохранением ориентации этой страны на импорт российского оборудования в ряде отраслей промышленности.

В торговле России с экономиками-членами АТЭС Сингапур занимает незначительное место. В 2004 г. доля этой страны в российском товарообороте со странами форума составила 0,77 %, в т.ч. в экспорте — 0,6 % % и импорте — 0,99 % (табл. 4). За период 1998-2004 гг. объем товарооборота между двумя странами был нестабильный: от 160 млн. долл. в 1998 г. до 825 млн. долл. в 2001 г. (разница более чем в 5 раз). Положительное сальдо торгового баланса в разные годы имела Россия (за исключением 1998 г.). В 2004 г. товарооборот между странами составил 348 млн. долл. (возрос на 40,9 %), в т.ч. экспорт – 186 млн. долл. (рост на 17,7 %) и импорт – 162 млн. долл. (рост на 82 %) при положительном сальдо торгового баланса 24 млн. долл. в пользу России.

В российском экспорте основными являются товары сырьевой группы – черные и цветные металлы, лес, нефть и нефтепродукты, химические продукты. Однако имеются хорошие перспективы для дальнейшего развития поставок российской машиностроительной продукции. Для этого разрабатываются варианты сотрудничества с компаниями, интересы которых распространяются на новейшие разработки в судостроении, машиностроении, автоматизации процессов, лазерной технологии и сфере электроники.

В номенклатуре российского импорта преобладают товары электронной промышленности. Товары машино-технической группы (в первую очередь электроника), а также продовольственная группа составляют около 90 % всего импорта из Сингапура.

Номенклатура двусторонней торговли определяется спецификой и потребностью сингапурского рынка, как по экспорту, так и по импорту, ориентированного как на производство электронной продукции, переработку нефти, снабжение топливом морского и воздушного транспорта, а также реэкспортными сделками, проводимыми через Сингапур как крупный торговый центр стран ЮВА.

Еще одним торговым партнером России в ЮВА является Таиланд. Доля этой страны во внешнеторговом обороте России с экономиками-членами АТЭС в 2004 г. составляла всего лишь 1,62 %, в т.ч. в экспорте — 1,29 % и импорте — 2,18 % (табл. 4). В 2004 г. товарооборот между двумя странами составил 727 млн. долл. (возрос на 69,8 %), причем экспорт – 372 млн. долл. (увеличился в 2,86 раза), а импорт – 355 млн. долл. (рост на 19,1 %). В 1998–2003 гг. сальдо торгового баланса постоянно было в пользу Таиланда, однако в 2004 г. оно стало в пользу России, составив 17 млн. долл. Основная причина таких перемен заключается в том, что, начиная с 2003 г. Таиланд закупает российскую нефть. Правительство этой страны первым из государств ЮВА заявило, что рассматривает Россию как альтернативный источник нефти и газа (основной поставщик – страны Ближнего Востока). Таиланд также будет закупать у России нефть в рамках недавно подписанного Межправительственного соглашения. В перспективе эта страна готова закупать нефть и у Японии, куда будет поставляться сырье из России по трубопроводным сетям из Находки и Сахалина [25].

Помимо нефти Россия поставляет на таиландский рынок прокат черных металлов, металлоизделия, удобрения и необработанные материалы. Особый интерес был проявлен Таиландом к покупке крупной партии азотных удобрений (ранее поставлялись через Китай) и рыболовецких судов [26]. Основу российского импорта из Таиланда составляют сахар, натуральный каучук, кондиционеры, швейные изделия. На основе заключения нового Торгового договора возможна поставка в Таиланд промысловых судов, плавучих доков, механического судового оборудования, а также строительство военно-морских судов. В перспективе в эту страну будут экспортироваться железнодорожное оборудование, заготовки колесных пар, шпалы. В будущем и Россия, и Таиланд заинтересованы в дальнейшем расширении двустороннего торгового сотрудничества.

В торговле России с экономиками-членами АТЭС в 2004 г. на долю Филиппин приходилось 0,59 %, в т.ч. в экспорте — 0,76 % и импорте — 0,31 % (табл. 4). На протяжении 1998-2004 гг. между двумя странами наблюдалась тенденция постоянного увеличения товарооборота. В 2004 г. товарооборот между двумя странами составил 267 млн. долл. (возрос на 20,2 %), причем экспорт – 217 млн. долл. (рост на 17,9 %), а импорт – 50 млн. долл. (рост на 31,6 %). В 1998–2004 гг. сальдо торгового баланса постоянно было в пользу России, составив в 2004 г. 167 млн. долл.

Основу российского экспорта на Филиппины составляет сырье и полуфабрикаты: стальной прокат, химические удобрения, химические товары, нефть и нефтепродукты. При этом на сталепродукцию (стальные заготовки, горячекатаные и холоднокатаные рулоны, катанка, слябы) приходилось свыше 90% его общего объема [27]. Именно поставками сталепродукции и нефти определялась динамика российского экспорта на Филиппины [28]. Слабой стороной российского экспорта является фактическое отсутствие машин и оборудования.

После 1991 г. российский импорт из Филиппин составляет незначительную величину. Одной из причин является прекращение централизованных закупок традиционных филиппинских товаров, в первую очередь кокосового масла [29]. Основными позициями  в импорте остается готовая одежда (70% всего импорта), обувь, свежие бананы, консервированные фрукты и овощи, алкогольные и прохладительные напитки. Импортные операции осуществлялись мелкими российскими фирмами. Продукты питания (бананы, ананасы, кетчуп) поставлялись в основном на Дальний Восток и в Восточную Сибирь, а игрушки и швейные изделия – в европейскую часть РФ.

Для диверсификации российского экспорта целесообразно проработать вопрос о возможности создания своеобразной российской «опорной точки» в СЭЗ на территории бывшей американской военно-морской базы «Субик Бей». Здесь для размещения торгового и демонстрационного залов и консигнационного склада. Вместе с тем необходимо создать экономически выгодные условия для экспорта филиппинских товаров в Россию.              

Россия реалистично подходит к развитию торговых отношений со странами ЮВА, понимая, что в силу географической отдаленности и отсутствия исторически обусловленных связей для консолидации и взаимодействия понадобится не менее 10 лет.

Торговля России с латиноамериканскими экономиками-членами АТЭС требует самого внимательного изучения, т.к. здесь имеются перспективные сферы для двустороннего сотрудничества. 

В торговле России с экономиками-членами АТЭС Чили до сих пор занимает незначительное место. В 2004 г. доля этой страны в российском товарообороте с экономиками форума составила 0,19 %, в т.ч. в экспорте — 0,01 % и импорте — 0,5 % (табл. 5). За период 1998–2004 гг. в двусторонней торговле наблюдались и подъемы, и спады, сальдо торгового баланса также менялось то в пользу России, то в пользу Чили. За указанный период времени товарооборот между двумя странами увеличился в 2,5 раза, составив в 2004 г. 85 млн. долл., в т.ч. экспорт — 3 млн. долл. (сократился в 3 раза) и импорт — 82 млн. долл. (рост на 82,2 %). Важно и то, что в торговле двух стран сложилось положительное сальдо торгового баланса в пользу Чили, составившее в 2004 г. 82 млн. долл. (табл. 5)

Таблица 5

Динамика товарооборота России с латиноамериканскими странами-членами АТЭС, млн долл.*

* Составлено по: Direction of Trade Statistics Yearbook / IMF. New York, 2005.

Российский экспорт в Чили  нестабилен, его номенклатура узка. После прекращения в 1996 г. поставок грузовых и легковых автомобилей экспорт состоял в основном из черных металлов (прокат, прутки, трубы) и разрозненного оборудования. Периодически поставляются дизельное топливо и удобрения.

Импорт России из Чили носит сырьевой характер. В 2004 г. значительными статьями были свежие и сушеные фрукты (яблоки, груши, виноград – 17 млн долл.), вина виноградные и виноматериалы (7,5 млн долл.), соки фруктовые и концентраты (6,9 млн долл.), рыба мороженная и морепродукты (5,8 млн долл.) [30].

В последние годы возрос интерес российских и чилийских фирм к участию в выставках и ярмарках. Например, российское оборудование представлялось на Международной выставке горнодобывающей промышленности «Экспомин-2004». Чилийские фирмы регулярно организуют презентации вин, принимают участие в международных продовольственных ярмарках, проводимых в России. Наиболее перспективными товарами российского экспорта являются: энергетическое оборудование, грузовые автомобили, троллейбусы, вертолеты, тракторы, дорожно-строительная техника, оборудование для пищевой промышленности, а также металлопрокат, минеральные удобрения, нефтепродукты, химические товары. Как представляется, на сегодняшний день Чили может быть одним из наиболее реальных и перспективных латиноамериканских партнеров России в АТЭС, чему способствует высокоразвитая и успешно действующая экономика этой страны, ее стабильность, взаимодоброжелательность РФ и Чили, их стремление укреплять сотрудничество. Тихий океан может стать важной артерией для экономик России и Чили, увеличить объемы торговли и товарный ассортимент, открыть новые направления для сотрудничества: речь может идти о налаживании прямых связей между российским Дальним Востоком и провинциями Чили.

В настоящее время Перу не входит в число наиболее перспективных партнеров для России. В торговле России с экономиками-членами АТЭС в 2004 г. на долю Перу приходилось 0,17 %, в т.ч. в экспорте — 0,22 % и импорте — 0,09 % (табл. 5). В 2004 г. товарооборот между двумя странами составил 77 млн долл. (снизился на 12,5 %), причем экспорт – 62 млн долл. (рост на 3,3 %), а импорт – 15 млн долл. (снижение на 46,5 %). В 1998–2004 гг. сальдо торгового баланса постоянно было в пользу России, составив в 2004 г. 47 млн. долл.

Основная часть российского экспорта в 2004 г. приходилась на долю всего лишь трех товаров: азотные и калийные удобрения – около 27 %, твердые сорта пшеницы – 21 %, нефтепродукты – 16 %. Доля машино-технической продукции составляет всего лишь 3 %. Поставки российских черных металлов и металлопроката постоянно сокращаются и составляют около 2,5 %.

Российский импорт из Перу носит также сырьевой характер: сахарный тростник составляет более 30 %, свинец – 21 %  и рыбная мука – 16 %. На российском рынке есть спрос на другие товары перуанского экспорта: цинк и медь, пряжу, бананы, манго, апельсиновый сок, соевое масло, цветы, сахар, спаржу, винодельческую продукцию, чай, какао и шерсть.

Особый акцент сотрудничества необходимо сделать на улучшение информирования деловых кругов России и Перу о тех потенциальных возможностях, которые существуют.  Перу может стать важным рынком сбыта широкой номенклатуры российских товаров, прежде всего машин и оборудования, транспортных средств. Есть хороший потенциал и в топливно-энергетической сфере. Российские предприятия могли бы предложить перуанским импортерам оборудование для гидроэлектростанций, перевести перуанские теплоэлектростанции на природный газ.

Торгово-экономическое сотрудничество России с Брунеем практически отсутствует. Официальные контакты ограничиваются главным образом взаимодействием Министерств иностранных дел двух стран.

Торговое сотрудничество России с Папуа–Новой Гвинеей мизерно. Лишь с 2002 г. страны начали осуществлять торговые операции, но товарооборот составляет всего лишь 5 млн долл.

В перспективе Россия заинтересована в дальнейшем расширении торгового сотрудничества с экономиками-членами АТЭС. Однако существует ряд объективных факторов, сдерживающих это сотрудничество:

сырьевая направленность российского экспорта (большую часть составляет сырье или товары с небольшой добавленной стоимостью);

высокие транспортные издержки, в т.ч. и по территории России [31];

отсутствие эффективно работающей системы государственной поддержки российского экспорта для защиты экспортеров от возможных коммерческих рисков;

недостаточная информированность потенциальных партнеров о конкретных предприятиях, организациях и фирмах, заинтересованных в двустороннем сотрудничестве, о конъюнктуре товарных рынков.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время будет совершенствоваться договорно-правовая база торгового сотрудничества России с большинством экономик-членов АТЭС. Торговля со странами этого региона в перспективе позволит диверсифицировать и улучшить структуру российского экспорта путем продуманной трансформации сложившихся торговых связей, их постепенного перевода в большей степени в сферу промышленного, научно-технического, инновационно-технологического сотрудничества, но необходимо учитывать, что экстенсивные факторы наращивания двустороннего товарооборота могут быть скоро исчерпаны. В перспективе в российском экспорте значительный удельный вес составят товары с высокой степенью обработки и высокотехнологичная продукция, торговые операции с географически отдаленными странами станут менее рискованными. Возможно, российские деловые круги более активно подключатся к работе по развитию торгового сотрудничества со странами региона.

ПРИМЕЧАНИЯ


 [1] Составлено по: cia.gov/cia/publications/factbook/geos/as.html.

 [2] Рассчитано по: Direction of Trade Statistics Yearbook / IMF. New York, 2005.

 [3] КОРИНФ. 2005. № 27. С. 7.

 [4] Структура торговли важнее объемов // Экономика и жизнь. 2005. № 45. С. 37.

 [5] О торгово-экономическом сотрудничестве России с Японией // БИКИ. 2005. № 59. С.2.

 [6] Республика Корея: Экономика и торгово-экономические связи с Россией // БИКИ. 2005. № 139. С. 3.

 [7] Современный Тайвань: Справочно-аналитические материалы / Институт Дальнего Востока РАН. М., 2004. С. 53.

 [8] Интерес к закупкам российской нефти столь велик, что Тайвань иногда прибегает к неожиданным способам ее приобретения. Так, в конце 2003 г. он купил российскую нефть в порту Эйлат (Израиль) на терминале только что построенного нефтепровода Ашкелон-Эйлат. Нефть взял на борт и перевез на Тайвань российский танкер (см.: БИКИ. 2005. № 28. С. 15).

 [9] Тринич Ф.А. Тайвань — экономическое положение и торгово-экономические связи с Россией // БИКИ. 2005. № 89. С. 2.

 [10] Республика Корея: Экономика и торгово-экономические связи с Россией // БИКИ. 2005. № 139. С. 3.

 [11] Торговля России с США: структура и тенденции // БИКИ. 2003. № 76. С. 2.

 [12] В 2004 г. удельный вес России в американском импорте радиоактивных материалов составил 32,5 %, нефтепродуктов – 5,7 % и нефти – 0,8 %. Россия заняла 9-е место среди основных поставщиков энергоресурсов на американский рынок,  и удельный вес поставок из РФ энергетического сырья достиг в импорте США 10,8 %.

 [13] О российско-канадской торговле // БИКИ. 2004. № 127-128. С.2.

 [14] О торгово-экономических отношениях России с Мексикой // БИКИ. 2004. № 102. С. 2.

 [15] Австралия – Экономика и торгово-экономические связи с Россией // БИКИ. 2004. № 110-111. С. 2.

 [16] О торгово-экономических отношениях России с Новой Зеландией // БИКИ. 2004. № 110-111. С. 3.

 [17] Данилов В. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами АСЕАН // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 2. С. 96.

 [18] Малайзия: экономика и торгово-экономические связи с Россией // БИКИ. 2004. № 100. С. 2-3.

 [19] Данилов В. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами АСЕАН //  Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 2. С. 103.

 [20] Индонезия: экономика и торгово-экономические связи с Россией // БИКИ. 2004. № 96-97. С. 2.

 [21] Вьетнам: экономика и торгово-экономические связи с Россией // БИКИ. 2004. № 140. С. 2.

 [22]  Потемкина И.И. Россия-Вьетнам: широкие возможности активизации сотрудничества // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. № 7. С. 17.

 [23] Данилов В. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами АСЕАН //  Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 2. С. 103.

 [24] В последнее время Вьетнам, входящий в десятку крупнейших мировых производителей чая, проявляет большой интерес к увеличению его экспорта в Россию, рынок которой вьетнамские поставщики рассматривают как весьма перспективный.

 [25] БИКИ. 2005. № 28. С. 15.

 [26] Васильев Л. Россия – АСЕАН. Укрепление сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 2004. № 12. С. 9.

 [27] Васильев Л.Е. Состояние двустороннего и многостороннего сотрудничества России со странами АСЕАН // Россия и АРТ: безопасность, сотрудничество, развитие. М.: Институт Дальнего Востока РАН. 2003. Вып. 3. С. 175.

 [28] Представители Филиппин заявили, что готовы закупать крупные партии российской нефти для формирования национальных стратегических запасов этого сырья. Правительство этой страны еще в 2003 г. заключило соглашение об импорте партии нефти с Сахалина  в размере 96 тыс. т. // БИКИ. 2005. № 28. С. 15.

 [29] Данилов В. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами АСЕАН //  Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 2. С. 103.

 [30] Чили – Экономика и торгово-экономические связи с Россией // БИКИ. 2004. № 119. С. 3.

 [31] Большое значение для налаживания масштабного торгового сотрудничества России со странами АТЭС (особенно ЮВА) имеет транспортная составляющая. Сейчас экспорт-импорт товаров большинству стран этого региона выгоднее осуществлять через порты российского Дальнего Востока и далее по Транссибирской магистрали, чем через Суэцкий канал.

Контактная информация