Е.Г. Горшков
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
КОМПЛЕКСОВ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ
Президент РФ Путин В.В. неоднократно
указывал на необходимость осознания актуальности и скорейшего формирования
системы развития территорий на основе соединения образовательного, научного и
производственного потенциала, указывая, в первую очередь, на сибирский регион.
Понимание данной проблемы глава государства не раз выражал в своих выступлениях
перед губернаторами, представителями науки и бизнеса Сибири. Резюмирующими проблему скорейшего создания
технопарков в Сибирском регионе можно считать слова Президента РФ: «Создание технопарков и центров имеет не только
большое экономическое, но и социальное значение. Это новые, высокооплачиваемые
и престижные рабочие места… опыт реализации этого проекта мы также должны
использовать для выработки общих, комплексных подходов к формированию
современной инновационной инфраструктуры – инфраструктуры, которая должна
обеспечивать трансформацию знаний в реальный капитал, работающий на экономику и
социальную сферу страны» [1].
Озвучивая
государственную позицию в вопросах развития Сибири на основе
интеллектуально-технических комплексов, и представляя концепцию федеральной
целевой программы социально-экономического развития Сибири на 2008–2015 годы,
Президент РФ отметил, что «в программе предусмотрен ряд направлений, которые
будут содействовать ускоренному развитию сибирских регионов. Это, прежде всего,
создание инновационной структуры региона посредством организации технопарка…» [2].
Таким образом, можно достигнуть консенсуса во взаимных интересах федерального
центра, регионов и бизнеса. Следовательно, основная задача местных органов
власти заключается в создании вертикально и горизонтально интегрированных
структур, производственных кластеров на территории Сибири в рамках интеллектуально-производственных
комплексов.
Считается, что в целом не
существует какого-то одного определения
технопарков. Многообразие форм и методов их организации, функций и общей
направленности дало большое количество новых терминов, которыми принято
называть те или иные элементы национальной инновационной инфраструктуры:
научно-технические парки, научные парки, бизнес парки, промышленные парки. Однако научно-технический потенциал
Сибирского региона поставил задачу создания единообразной модели соединения
интеллектуального и технического потенциала территории. В этой связи определим соответствие основных критериев
технопарка современным реальным условиям, сложившимся в Сибирском регионе,
который:
1. имеет формальные и
рабочие связи с научными и образовательными центрами;
2. основной своей задачей видит содействие образованию и
взращиванию наукоемких и высокотехнологичных компаний и предприятий;
3. осуществляет функции
управления и активно участвует в процессе трансферта технологий и бизнес-знаний
организациям, расположенным на территории технопарка.
В сибирском регионе
исторически сложилась ситуация, что создание
наукоемких производств было сопряжено с формированием серьезной
научно-образовательной базы, что является фундаментальной предпосылкой для
создания формальных и рабочих связей с научными и образовательными центрами.
Следует отметить, что
образовательный уровень среди трудоспособного населения в Сибирском регионе [3]
составляет:
- с высшим и незаконченным высшим
образованием – 20 %
-
со средним общим и начальным профессиональным
образованием – 65 %
- с основным общим образованием – 15 %.
Однако научный потенциал
региона неоднороден, не систематизирован и в целях консолидации
образовательных, научных и производственных центров требуется создание научных
школ, ориентированных на реальный сектор экономики. Тем не менее, данная
проблема может быть решена в связи с расширением специализации образовательных
учреждений, развитием новых направлений
и появлением новых стимулов для научных исследований.
Таким образом,
предпосылки для создания рабочих и
формальных связей производства с научно-образовательным комплексом сибирского
региона созданы.
Относительно второго
условия можно констатировать, что сибирский регион отличается значительной
географической протяженностью, в связи с чем необходимость содействия
образованию, взращиванию наукоемких и высокотехнологичных систем выходит на
первый план. Это актуально еще и в силу активных миграционных процессов на
территории Сибири, что ставит вопрос о необходимости закрепления
высококвалифицированных кадров. В противном случае дальнейшее
сокращение численности населения в Сибири может привести к сокращению российского
экономического пространства, далее – к
постепенному расширению сферы экономического влияния соседних государств и
этнической экспансии, особенно со стороны активно развивающейся Китайской
народной республики. Последствием данного явления может быть угроза целостности
российского государства.
Учеными и
политическими деятелями признано, что «есть совершенно точно и ясно выраженные
положительные тенденции, так же как есть и лидеры в инновационной сфере:
Томская, Омская, Новосибирская области» [4].
Выявлено, что нефтехимия,
нефтепереработка, цветная металлургия, электроэнергетика, машиностроение и
приборостроение для нужд военно-промышленного комплекса, как специализация
сибирского региона в народнохозяйственном комплексе страны, представляет собой
наукоемкие сферы, требующие инновационных решений. Это является дополнительным
доказательством необходимости содействия образованию и взращиванию
наукоемких, высокотехнологичных компаний и предприятий в сибирском регионе.
Что касается
осуществления функций управления и
участия в процессе трансферта технологий и знаний организациям, расположенным
на территории сибирских технопарков, создание компактных
интеллектуально-производственных комплексов будет иметь целью также снижение
затрат на трансферт квалифицированных кадров и интеллектуальных услуг.
Рассмотрим основные
критерии классификации технопарков:
-
технологическая
классификация;
-
классификация,
основанная на структуре управления;
-
классификация
по наличию крупномасштабных производственных помещений.
Относительно
технологической классификации технопарки группируются следующим образом:
1. технопарки общего
характера в форме организаций, не ориентированных на производство инновационной
продукции;
2. технологические
технопарки – технопарки, ориентированные на производство инновационной
продукции.
Признание сибирского
региона территорией активной инновационной деятельности позволяет формировать
стратегию, ориентированную на внедрение наукоемких технологий.
Следовательно, для сибирского
региона технопарки общего характера предлагается рассматривать как начальный
этап формирования интеллектуально-производственных комплексов, которые
постепенно должны реорганизоваться в качественно новые технопарки,
ориентированные на производство инновационной продукции. Это важно еще и по
причине того, что ключевой целью
формирования технопарков на протяженной территории Сибири является создание
условий для повышения эффективности региональной экономики и увеличения ВВП. «Информационные технологии – это мощный рычаг
обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития инновационной
деятельности. Их вклад в ВВП ведущих стран мира неуклонно растет…» [5].
Согласно классификации,
основанной на структуре управления, типы технопарков можно определить следующим
образом:
1. технопарки
вокруг системообразующих промышленных предприятий;
2. технопарки, основанные
на системообразующем научном или образовательном центре;
3. независимые
технопарки, управляемые независимой управляющей компанией.
Следует отметить, что в
сибирском регионе невозможно внедрение всех трех форм организации технопарков
одновременно, поскольку современная структура производства и образования Сибири
– неоднородна. Пока окончательно не
определены приоритеты в развитии региона, не сформирована экономическая
политика и законодательная база, нельзя выделить системообразующие предприятия,
научные или образовательные центры.
Таким образом, для Сибирского
региона являются актуальными и предлагаются
к рассмотрению следующие типы технопарков.
1.
Бизнес-парк – технопарк, ориентированный на
производство новых видов продукции как крупными предприятиями, так и
предприятиями малого и среднего бизнеса, предоставляющий интеллектуальные
услуги, располагающий площадями для организации производств.
2.
Научно-технический парк – это технопарк,
ориентированный на производство инновационной продукции, имеющий формальные и
рабочие связи с научными и образовательными центрами, располагающий свободными
площадями для организации производства инновационной продукции предприятиями,
расположенными на территории технопарка.
3.
Технологический бизнес-парк – тип технопарка,
ориентированный на производство инновационной продукции, обладающий формальными
и рабочими связями с научными и образовательными центрами, располагающий
площадями для организации производств.
4.
Индустриальный парк – это технопарк,
ориентированный на производство капиталоемкой, но не обязательно инновационой
продукции, располагающий производственными помещениями или площадями для
организации крупномасштабных производств.
Создание технопарков в
Сибирском регионе рассматривается с точки зрения развития экономического
потенциала Сибири и позволяет снизить затраты на трансферт квалифицированных
кадров и интеллектуальных услуг, а также
закрепить население региона стабильной занятостью с перспективой создания
новых рабочих мест.
Обобщая вышесказанное, предлагается
уточнение критериев организации технопарка как интеллектуально-производственного
комплекса в сибирском регионе:
- владение землей, производственными
мощностями и недвижимостью;
- представление бизнеса всех форм в
системе технопарка;
- инновационный характер деятельности,
направленный на обеспечение конкурентоспособности продукции технопарка;
- формальные и рабочие связи
с научными и образовательными центрами.
Таким образом, данные
критерии послужат основанием для создания единообразной модели сибирского
технопарка как интеллектуально-производственного комплекса.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Официальный сайт Президента России (выступление
Президента РФ Путина В.В. на совещании в Новосибирске 11.01.2005 г.,
посвященное развитию информационных технологий). http://kremlin.ru/
[2] Официальный сайт Президента
России (выступление Президента РФ Путина В.В. на совещании в Томске 26.04.2006
г. по вопросам социально-экономического развития субъектов Федерации Сибирского
федерального округа. http://kremlin.ru/
[3] Постановление об утверждении концепции развития
внешнеэкономических связей Омской области на период до 2010 г. от 26.01.2005 г. № 29-п.
[4] Официальный сайт Президента России (выступление Президента
РФ Путина В.В. на совещании в Томске 26.04.2006 г. по вопросам социально-экономического
развития субъектов Федерации Сибирского федерального округа. http://kremlin.ru/
[5] Официальный сайт Президента России (выступление Президента
РФ Путина В.В. на совещании в Новосибирске 11.01.2005 г., посвященное
развитию информационных технологий). http://kremlin.ru/
|