2008 №3 (13)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

Е.А. Егель

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Процесс глобализации становится мировой тенденцией развития человеческой цивилизации. Россия со своей историей, культурой, наукой и духовным складом обладает огромным потенциалом, способным занять достойное место в движении к современному цивилизованному рынку. Но дальнейшее социально-экономическое развитие России, повышение конкурентоспособности станет возможным только за счёт мобилизации новых долговременных источников, способных к интенсивному развитию. С учётом тенденций, которые определяют сегодня мировое развитие, главенствующими является возрастание роли национального человеческого капитала.

В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста. Капитал не случайно рассматривают в качестве основного элемента общественного богатства. В экономической энциклопедии капиталом называют «то, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг, вложенный в дело, функционирующий источник в виде средств производства» [1].

Человеческие ресурсы превращаются в реально действующий капитал при условии реализации заложенного в них потенциала, в результате деятельности, имеющей товарную форму. Это обусловлено тем, что именно человеческий капитал способен создавать новую стоимость товаров и создавать структуру стоимости общественного капитала на определённой стадии развития.

Человеческий капитал как экономическая категория по многим признакам совпадает с активной частью основного капитала – он морально и физически изнашивается, требует текущего и капитального ремонтов, модернизации и замены, переносит на производственную продукцию часть своей стоимости.

В отличие от теории А. Смита и К. Маркса, когда всю прибавочную ценность приписывали рабочему в качестве неоплаченного простого труда необученных рабочих, сегодня ключевая роль принадлежит квалифицированным работникам с увеличивающейся долей умственного труда. Стоимость рабочей силы стала гораздо выше. Возрастающее значение человеческого капитала в наши дни связано с усилением роли образования в экономическом развитии и радикальными техническими изменениями, происходящими в общественном производстве. В современных условиях средний период обновления технологий и техники составляет 4-5 лет, в результате чего возникает необходимость учёта не столько физического, сколько морального старения капитала.

Современное производство диктует высокий уровень образования, знаний, культуры, профессионального мастерства и умения обращаться с современной техникой.

В начале XX века, по оценке А. Маршалла, численность работников физического труда в 5 раз превосходила численность занятых интеллектуальным трудом. Сейчас в развитых странах более 60 % экономически активных людей заняты умственным трудом, а в США – 75 %. Сегодня по-новому воспринимается роль человека в НТП, где он является не только носителем, но и создателем новых знаний. Неслучайно теория человеческого капитала получила признание международной организации ООН. В программе которой в качестве основных показателей для межстранового сопоставления используется показатель: индекс человеческого капитала (ИЧК) на душу населения, он отражает уровень затрат государства, частного бизнеса и граждан на образование и здравоохранение. Например, в США бюджет расхода на образование составляет 6-7 % ВВП (примерно 1,5 тыс. долл. на человека в год), в России же бюджетное финансирование составляет 3 % ВВП (около 1,5 тыс. руб. на человека в год) [2].

Образование, здравоохранение, профессиональная подготовка, мобильность рабочей силы, поиск экономически значимой информации относятся к основным направлениям «человеческих инвестиций». Западные теоретики человеческого капитала считают, что, так как инвестиции в него превосходят вложения в вещественный капитал, то, как источник дохода собственность на вещественный капитал оттесняется на второй план. 

Г. Беккер в «теории человеческого капитала» открыл две закономерности:

 1 Отдача от вложения в человеческий капитал выше, чем в основные фонды, но она убывает быстрее с ростом инвестиций. Рациональный выбор состоит в том, что нужно вкладывать средства в образование детей, и после этого переходить к накоплению имущества.

 2 Семья, оставившая наследство своим детям, ранее вкладывала деньги в их образование. Если семья не оставляет наследство, то ранее она скупилась на образовательные расходы [3].

Основной задачей государства должно стать обеспечение достаточных вложений в общий человеческий капитал, т.е. в общую подготовку, которая рассматривается как один из наиболее эффективных шагов содействия предпринимательству, поддержка производства предприятий государственного и частного сектора.

Демографическая ситуация в России, под влиянием которой с 2004 по 2015 гг. будет наблюдаться процесс уменьшения численности выпускников средней школы и соответственно контингент абитуриентов в сферу высшего образования, влечёт за собой необходимость перехода в режим интенсивного типа расширенного воспроизводства кадров и прежде всего за счёт повышения подготовки качества специалистов.

В ближайшем будущем основным сдерживающим моментом как промышленного, так и в целом экономического роста может стать дефицит трудовых ресурсов. Уже сегодня остро ощущается дефицит в сфере реального производства квалифицированными рабочими и специалистами. В 1990 г. более 55 % из числа выпускников профтехобразования составляли люди, закончившие средние профессиональные заведения, в 2003 г. их доля сократилась почти вдвое, а доли выпускников вузов увеличилась на 20 %. Происходит сильный перекос в сторону высшего образования за счёт сокращения доли выпускников начального профессионального образования. Высшее образование постепенно утратило элитарный характер, за прошедшие 4 года 65 % выпускников школ поступили в вузы. К сожалению более трети лиц с вузовскими дипломами работают не по профилю.

Существующая проблема перекоса в системе профессионального образования обостряется демографической ситуацией. Доля населения в трудоспособном возрасте в 2002 г. составляет 60 %, в 2005 г. она уже 58 %, тогда как в 2050-48 % [4]. Таким образом, объём трудовых ресурсов сокращается почти вдвое. И уже сегодня и в будущем, государство, бизнес и общество должны приспосабливаться жить в условиях дефицита населения и возрастающей ценности трудовых ресурсов. Поэтому для создания воспроизводства качественного человеческого капитала, способного отвечать требованиям рынка труда, необходимо создание системы образования, учитывающей динамику реальных народно-хозяйственных кадровых потребностей. Для этого необходимо:

- внедрение регионального государственного заказа на подготовку необходимых учреждений профессионального образования. То есть государство должно оплачивать только те образовательные услуги, которые обеспечивают реализацию интересов налогоплательщиков, основными среди которых являются работодатели;

- государственная кадровая политика, которая должна носить  стратегический, опережающий характер. Необходимо учитывать прогноз потребностей в кадрах на региональном уровне на долгосрочную перспективу, ориентирующийся на реальные потребности;

-  комплекс мер на повышение качества человеческого потенциала, в том числе на  улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни, улучшение качества образования, необходимы меры направленные на стабилизацию численности населения за счёт иммиграции, для чего выработать обоснованную стратегию приёма иммигрантов, используя систему доступного (обязательного) среднего и профессионального образования.

Список использованной литературы

 

1 Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения». РЭЖ. № 9-10, 2004. С. 23.

2 Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе». С. 13. «ОНС». № 4, 2005 г., М.: «Наука», № 3 (начало статьи).

3 Добрынин А., Дятлов С., Курганский С. Человеческий капитал (методологические аспекты анализа). СПб., 1999. С. 200-208.

ПРИМЕЧАНИЯ


 [1] См.: «Курс экономической теории» под редакцией: проф. Чепурина М.И., проф. Киселёвой Е.А. Киров 1994. 624 с.

 [2] См.: Кэмпбелл Р., Макконелл, Стенли Л. «Экономикс». 2 т. Москва. Изд. «Республика». 1992. 400 с.

 [3] См.: Беккер. Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ. 1964.

   Человеческий капитал // США: Экономика, политика, идеология. 1993. № 11. С.109-119.  № 12. С. 86-104.

 [4] Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России.  М., 2004.

Контактная информация