2008 №4 (14)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

Н.А. Рыжова

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИИ

Развитие рыночных отношений в современной России требует постоянного совершенствования способов и методов управления любой компанией, что на сегодняшний день само по себе является как наукой, так и практическим видом деятельности – менеджментом. В литературе часто встречается описание различных организационных структур, что делает общее определение данного понятия неоднозначным, расплывчатым и требующим уточнения и корректировки.

         При детальной проработке теории организационных структур управления, представляется верным рассматривать их как внутреннюю структуру формальной организации. Организационная структура определяет состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение функций по подразделениям и органам управления. При этом между органами управления устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Другими словами, организационная структура в классическом понимании определяет следующие три характеристики компании:

- совокупность всех подразделений, служб и отдельных работников компании;

- вертикальные и горизонтальные связи между ними;

- соподчиненность элементов компании (уровни, иерархически занимаемые работниками).

         Данное понимание рассматриваемого термина является классическим. Отталкиваясь от него, представляется возможным уточнить понятие «организационной структуры управления компанией». В рассматриваемом случае под компанией мы подразумеваем юридическое лицо (организацию), деятельность которой направлена на получение прибыли (даже если прибыль не распределяется между участниками, а способствует реализации иных целей, закреплённым в уставных документах) путем удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах. При таком подходе под организационной структурой управления следует понимать деление компании по видам деятельности, закрепленным за ее отдельными элементами (бизнес-единицами).

Для любой компании необходимо выбрать тип организационной структуры, учитывая ее специфику. Организационная структура должна обеспечивать управляемость субъектом в постоянно изменяющихся условиях функционирования. Так, важным аспектом углубления экономических реформ в России является преобразование отношений собственности и развитие институтов, без которых невозможна рыночная экономика.

 Такими институтами являются холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ), созданные, как правило, на основе банковских корпораций. ФПГ объединяют на добровольной договорной основе субъекты хозяйствования, выполняющие основные функции в экономике путем создания совместной компании акционерного типа. ФПГ обеспечивают горизонтальные и вертикальные связи путем объединения промышленных предприятий, финансово-кредитных и инвестиционных структур, торговых, транспортных, строительных и др. Банковская корпорация - это объединение компаний, появившееся в результате приобретения банком различных небанковских активов для диверсификации деятельности, впоследствии управляемое не банком, а специализированным корпоративным центром.

В идеале компания должна иметь возможность изменять свою структуру управления, уметь подстроиться под внутренние и внешние условия функционирования. Данная необходимость обусловлена совокупностью постоянно меняющегося поведения потребителя, изменения технологий и внешней среды. В указанных условиях создание эффективных организационных структур управления может происходить лишь на основе собственного интереса и инициативы компании. Таким образом, организационная структура управления представляет собой совокупность всех подразделений компании, выстроенных в соответствии с их иерархической принадлежностью, и взаимосвязей между ними.

 Рассмотрим основные понятия теории организационных структур подробнее. В теории организации сформировалась определенная терминология, позволяющая характеризовать сложный и многоплановый процесс взаимодействия человека и организационного окружения. В общем виде, организационное окружение определяется как часть организации, с которой человек сталкивается в процессе работы в компании. При этом каждый элемент организации имеет свое собственное окружение, выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него приоритетны. Кроме того, каждый человек занимает определенное место в организационном окружении и выполняет соответствующие функции, играет определенную роль. Под ролью в организации понимают обособленную совокупность задач, функций и работ.

Для построения организационных структур субъектов предпринимательской деятельности важен именно учет функции конкретного работника в той или и ной организации. Большое значение имеет правильное построение роли, формирование исходных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации. Роли должны соответствовать целям, которые ставятся перед компанией. Осознание роли необходимо работнику для понимания конечной цели и направленности его деятельности, он должен ясно видеть связь между своей деятельностью и целями (задачами) компании. Таким образом, при выполнении своих обязанностей работник придет к результату и получит удовлетворение. В соответствии со своими ролями, работники распределены внутри организации по иерархии, что означает их упорядоченность по важности задач, которые они призваны решать, по степени их самостоятельности (т.е. права без участия вышестоящих работников компании принимать какие-либо решения). Также в соответствии с ролью работника в организации сформировались понятия верхнего (высшего), среднего и низового звеньев (или уровней) управления.

Управляющие верхнего звена - это так называемые топ-менеджеры, которые осуществляют управление деятельностью всей компании или занимают ключевые посты в различных бизнес-единицах. К ним, как правило, относят генерального директора компании и его заместителей (но, если речь идет о небольшой компании, то последние не относятся к топ-менеджерам). В случае описания компании, имеющей законодательно закрепленные особенности строения организационной структуры (например, общественной организации), к управляющим высшего звена относят: Президента с его заместителями и Председателя правления с заместителями. Если у компании имеется Совет директоров, Собрание акционеров или Совет во главе с Председателем, то они не всегда являются топ-менеджерами, но, тем не менее, относятся к высшему звену управления.

Управляющие среднего звена (уровня) управления, как правило, осуществляют следующие основные функции:

- детализация и дальнейшая передача на более низкие уровни управленческих задач управляющих высшего уровня управления;

- координация деятельности различных служб компании;

- выполнение различных оперативных задач и т.п.;

Управляющие низового уровня (звена) осуществляют оперативное управление деятельностью конечных исполнителей работ.

Вся совокупность конечных исполнителей работ (рабочие, рядовые служащие, рядовые торговые агенты и пр.) называется исполнительным уровнем. Это самый нижний уровень иерархии организации. В японском менеджменте этот уровень уже давно активно вовлекается в процесс управления компанией, как правило, в виде групповых форм работы (например, знаменитые кружки качества). Подобные методы организации деятельности компании в последнее время находят активную поддержку в европейских и американских компаниях.

Не меньшее значение в выборе организационной структуры компании придается информации. Заметим, что тенденции повышения роли информации получили обобщенное выражение в гипотезе становления «информационного общества». Нередко владение информацией является более необходимым для принятия тех или иных решений, чем владение собственностью. Ведь использование информации может компенсировать ограниченность других ресурсов, открывает доступ к новым ресурсам, становится эффективным средством принятия технологических и коммерческих решений. Поэтому информационная среда является важной областью предпринимательской деятельности.

Организационные структуры управления формируются в значительной мере за счет перемещения информационных потоков. Отметим, что с информационными потоками связано понятие «цепочка управления», под которой в менеджменте под цепочкой управления понимают последовательность структурных единиц, расположенных одна за другой вдоль информационного канала, образуемого с помощью информационных связей между элементами организационной структуры (подробно эти термины будут рассмотрены, в рамках исследования системы информационных потоков на предприятии).

Элемент организационной структуры управления, который нельзя раздробить ни по каким признакам, носит название структурной единицы (или структурного элемента). Так структурной единицей может быть, например: генеральный директор, главный бухгалтер, бухгалтер, кассир.

Несколько структурных единиц, находящихся на одном иерархическом уровне и подчиняющихся одному руководителю, образуют структурный блок. С позиции стратегического менеджмента целесообразно различать два их вида:

- стратегический центр хозяйствования (структурными единицами, входящими в структурный блок являются менеджеры высшего, среднего или низшего уровня управления);

- бригада (блок образуют работники исполнительного уровня).

Это разграничение очень важно, т.к. стратегические центры хозяйствования и бригады имеют значительные различия по своим функциональным возможностям и по заложенному управленческому потенциалу. Хотя бригады и могут осуществлять управление производственной деятельностью компании на основе групповых форм хозяйствования, в их состав не входят профессиональные менеджеры, в функции которых изначально входят: принятие определенных решений и организация деятельности подчиненных.

Одна или несколько структурных единиц, входящих в одну структуру, призванную осуществлять четко очерченный круг функций и не поддающуюся дальнейшему дроблению, образуют службу. В реальной практике службы могут носить названия секторов, отделов и пр. Например, отдел продаж, если его нельзя раздробить, к примеру, на сектор оптовых продаж и сектор розничных продаж, является службой, в противном случае, службами являются сектора, а отдел продаж - структурным подразделением. Следовательно, совокупность двух и более служб образует структурное подразделение, которые можно охарактеризовать, как обособленный элемент организационной структуры. Примером структурного подразделения может быть филиал компании или формальный коллектив из некоторой части работников, осуществляющий реализацию одного из направлений деятельности субъекта предпринимательской деятельности (например, бухгалтерия, кадровая служба, отдел маркетинга и т.п.).

Процесс дробления компании на отдельные структурные подразделения, службы и структурные единицы носит название «департаментизация». Данный процесс имеет значение при принятии решений менеджерами различного уровня для достижения целей компании, иными словами, этот термин используется в исследовании процесса организационного обособления, который отличается по природе, целям и принципам от процесса создания рабочих групп или групповой работы.

В теории менеджмента описываются различные подходы к группированию специализированных работ в компаниях, объединенных термином департаментизация. При этом группирование работ идет вокруг ресурсов или результата.

Все вышеизложенное не раскрывает полностью понятие «Организационная структура управления», но, по мнению автора, является важной основой детального изучения и сравнения организационных структур различных уровней.

Контактная информация