2008 №4 (14)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

 П.Н. Цандо, В.П. Цандо

О ПАРАДИГМАХ ЦЕНЫ: проблемы, пути и действия

Рыночная экономика не может существовать без хорошо отлаженного ценового механизма. На первый взгляд кажется, что это общеизвестная истина, аксиома, которая не требует каких-то особых доказательств и специальных исследований. Однако практика хозяйствования и анализ теоретических источников по данной проблеме свидетельствует, что ещё далеко не всё ясно и недостаточно сделано по обоснованию и формированию цен в нерыночной и рыночной экономике. Цена, являясь наиболее распространённым в экономической науке понятием, до сих пор остаётся трудно определяемой, а порой загадочной величиной. Она непредсказуемо влияет зачастую по своему на судьбы многих людей, постоянно интригуя, завораживая и обращая их взгляд на себя. Возникает вопрос: откуда и почему она обладает такой зеркальной способностью и магической силой? Считаем, что однозначного ответа на него не может быть. Поскольку под этим общим, широко распространённым понятием «цена» понимается целый комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально под этим наименованием «цена» подразумевается множество её видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.

Исследования показывают, что среди авторов и сторонников известных парадигм цены нет единого мнения по определению её понятия и экономического содержания. Поэтому одной из важнейших проблем в механизме ценообразования, на наш взгляд, является научно-нормативное обоснование и обеспечение. Теоретически истоки ценообразования показывают, что ещё английские классики внесли большой вклад в его развитие. Марксистская концепция издержек, которая развила и логически завершила трудовую теорию стоимости, внесла в неё принципиально новые элементы, подходы, формы и методы исследования. По определению К. Маркса «цена – это превращённая форма, в которой меновая стоимость товаров выступает в процессе обращения», [1. С. 51] а также – «цена есть денежное название овеществлённого в товаре труда». [2. С. 111] Здесь же он указывает, что «… если цена как показатель величины стоимости товара есть в то же время показатель его менового отношения к деньгам, то отсюда не вытекает обратного положения, что показатель менового отношения товара к деньгам неизбежно должен быть показателем величины стоимости». [2. С. 111] Таким образом, цена является денежным выражением  (формой) стоимости, отражает затраты общественно необходимого труда, т.е. формируется во многом под воздействием закона стоимости.

 Согласно другим широко известным концепциям, воплощённым в западной экономической теории («экономикс»), цена товара зависит в большей мере не от затрат производителя, а от оценки полезности таких затрат покупателем или рыночной конъюнктуры. Представители австрийской школы фактически полностью отрицали трудовую теорию стоимости и считали, что цена не имеет под собой никакой объективной основы, а определяется субъективными представлениями о полезности блага, которые оценивает потребитель и производитель с учётом конечного результата производства.  А. Маршалл, родоначальник неоклассического направления и известный теоретик рыночного ценообразования, считал, что ценность товара в равной мере определяется полезностью и издержками производства. Но последние, по его мнению, в противоположность марксистской трактовке определяются не под воздействием закона стоимости, ОНЗТ, а ценностью конечного товара, его предельной полезностью. Они определяют ценность затрат всех факторов производства (труда, капитала, земли и предпринимательства). При этом по теории «факторов производства» стоимость и цена блага рассматриваются во взаимосвязи с доходами всех их собственников. Согласно меновой парадигме цены, отрицающей стоимостную и потребительную теории, цена целиком обуславливается соотношением спроса и предложением на рынке, т.е. способностью данного товара быть обмененным на определённое количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента – денег, выражая лишь, конъюнктуру рынка. Как видно, коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, а в сфере обращения, т.е. на рынке, под воздействием закона спроса и предложения, товарно-денежных отношений, где всегда должна учитываться альтернативная стоимость (вменённые издержки).

В нашей экономической литературе и на практике цена и весь процесс её формирования до сих пор базируется в основном на стоимостной (затратной) концепции. Этот метод, ориентированный на издержки производства, естественно, больше учитывает интересы производителя, который стремиться возместить свои затраты и получить гарантированную прибыль. При этом не всегда принимается во внимание насколько эта цена адекватна той пользе, которую даёт эта продукция потребителю, т.е. в цене ещё недостаточно учитываются потребительские свойства товара и конъюнктура рынка. Переход нашей экономики к полноценным рыночным отношениям требует учёта всех этих факторов в рыночной цене. Путь к которой сложный и тернистый…

          Является очевидным, что переход  к социально ориентированному регулируемому рыночному хозяйству требует коренного изменения и совершенствования всего механизма хозяйствования и, в первую очередь, ценообразования. Поскольку экономика такого типа (модели) представляет собой свободное движение цен, а также государственное регулирование, то требуется взвешенный, научный подход по определению путей и целенаправленных действий по достижению этой цели. На наш взгляд, для этого необходимо:

-         использовать разнообразную нормативную базу, выработанную мировой экономической наукой, а не замыкаться на затратном методе определения цен. При выборе метода ценообразования надо учитывать государственную стратегию и тактику, непрерывность ценообразования, дифференцированность цен. Очень важно, что он позволял более правильно определять цену на товар с учётом запросов и реакции на её уровень покупателей, посредников, конкурентов, государства и т. д. Это должно быть одним из важнейших этапов в этом деле;

-         в рыночной цене в одинаковой мере учитывать интересы и производителя (продавца) и потребителя (покупателя) продукции. Поэтому её уровень должен зависеть от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация), а также и других внешних и внутренних факторов;

-         иметь ввиду, что цены обслуживают все уровни производства (микро, макро- и интерэкономику). От их уровня и объективности зависит результативность, конечные результаты производства, а также структура и важнейшие пропорции и результаты национальной экономики и микрохозяйственных связей;

-         лучше применять цены как инструмент рационального использования ограниченных ресурсов, всех факторов производства. При этом надо учитывать, что спрос на любой из них может возрастать или снижаться в зависимости от спроса на потребительские товары, создаваемые с их помощью, а также производительности факторов при создании товара и уровня цен на сопряжённые с ним факторы. В отечественной практике надо шире использовать при выборе показатели альтернативной стоимости (издержек), предельной доходности и производительности ресурсов, а также систему дисконтирования, особенно при определении спроса на капитал, средства производства и цены на землю. Прежде всего, акцент должен быть сделан не только на стоимость товара рабочая сила и её воспроизводство её носителями (как это трактует марксистская теория), но и на то, чтобы рабочий производил продукт, возмещающий его зарплату, обеспечивающую высокий уровень и качество жизни;

-         учитывать, что механизм рыночного ценообразования может эффективно функционировать только в конкурентной среде рынка, наличия свободы выбора и предпринимательства, гарантии прав собственности и открытости национальной экономики мировым интернациональным и интеграционным процессам, наличия устойчивых денег как всеобщего эквивалента, для чего надо активно проводить антимонопольную и антиинфляционную политику, не допускать засилья монополий, неоправданную эмиссию денег и «квази-денег», не обеспеченных реальной покупательной способностью;

-         чтобы государственное регулирование быстрее заменило директивно-командное управление и планирование. Необходимы более решительные меры по созданию правовой базы и её соблюдению, а также защите рыночного механизма и решению проблем с которыми он не может справиться (напр., по развитию базовых отраслей, рациональному использованию ограниченных ресурсов для производства общественных благ и регулированию внешних эффектов, в т. ч. с помощью ценового механизма и т. д.).

-         всемерно способствовать и развивать организованное движение (консьюмеризм) граждан или/и государственных организаций за расширение прав и усиление воздействия покупателей на продавцов и производителей товаров. Решительнее проводить политику по искоренению диктата производителей над покупателями (предложения над спросом), совершенствуя антимонопольное и антитрестовое законодательство, в то же время укрепляя и защищая права собственных товаропроизводителей через действенное налоговое и таможенное законодательство и т.п.;

-         в условиях переходной экономики ценообразование направить на достижение важнейших социальных результатов, обеспечивающих достаточный прожиточный минимум для всех слоёв населения страны, особенно социально уязвимых и незащищённых от рыночных негативных последствий. При свободном рыночном ценообразовании в корне следует улучшить работу по обеспечению покупателей, всех граждан достоверной информацией о складывающихся тенденциях и изменениях цен, а также обеспечить более жёсткий контроль по предупреждению, ограничению и пресечению нарушений действующей дисциплины цен, неоправданного их завышения, особенно на жилищно-коммунальные и другие услуги населению без полного учёта инфляции и низких доходов, вызванных запущенной административно-командной системой их формирования и оплаты труда;

-         избавиться от порочной практики, которая доминирует ещё в нашем хозяйствовании, когда во многом из-за упущений предпринимателей и органов государственного управления ценовая политика в маркетинге предприятий осуществляется негибко и зачастую не учитывает меняющуюся рыночную ситуацию (конъюнктуру). Цены устанавливаются ещё не с учётом удовлетворения нужд и потребностей покупателей (их платёжеспособного спроса), а прежде всего интересов предприятий (производителей) для получения прибыли путём их необоснованного завышения, вместо снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Таким образом, нам представляется, что практические действия по совершенствованию механизма ценообразования и формирования рыночных цен должны обеспечить реализацию вышеперечисленных и других мероприятий, чтобы общая теоретическая и реальная структура цены оптимально учитывала экономические, социальные и торговые аспекты. Но так как абсолютно точный формулы, алгоритма определения правильной цены пока не имеется, в марксистской теории не говориться, как следует подсчитывать стоимость ОНЗТ, а маржинаналистской не указывает, как определить точно меру полезности вещи, то определить и уровень цены товара с этих позиций весьма проблематично. Поэтому надо учитывать то, что виды цен различают в зависимости от того, какой способ взят для их классификации, а также от воздействия факторов ценообразования и стадий товародвижения. Считаем, что рыночное ценообразование в нашей экономике должно занять доминирующее положение. Прежде всего это свободные (договорные), регулируемые и др. рыночные цены, которые более объективно выражают ценности благ, проявляющиеся в процессе их обмена на деньги или другие товары. При свободных ценах целесообразно определять расчётные (предварительные, прикидочные) цены, которые можно использовать в процессе торга продавца и покупателя. Однако либерализация цен должна рассматриваться в качестве основного средства преобразования национальной экономики, перевода её на рыночные отношения, а не для её обвала, падения жизненного уровня населения. В отечественном ценообразовании надо лучше использовать опыт зарубежных стран по ценообразованию и регулированию цен. Прежде всего заслуживают внимание рыночные методы определения цен (текущей цены, «запечатанного конверта» или тендерного ценообразования);  эконометрические (удельных показателей, регрессивного анализа, балловый, агрегатный); затратный (прямых затрат анализа безубыточности и др.). В практике государственного регулирования важно определить удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством цен (напр., он в США – 5 – 10 % цен, Японии – 20 % потребительских цен). В механизме государственного регулирования шире использовать следующие формы: разрешительные, уведомительные, местные, «рекомендательные» и др. цены.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что механизм ценообразования в нашей стране требует дальнейшего развития и совершенствования. Переход к рыночным ценам будет способствовать более быстрому формированию нашего социально ориентированного рыночного хозяйства, повышению его эффективности уровня и качества жизни людей.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Маркс К. К критике политической экономики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М.: Госполитиздат, 1959.

2.     Маркс К. Капитал, Т. 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М.: Госполитиздат, 1960.

Контактная информация