2008 №4 (14)
Документ без названия
Редколлегия Editorial Board Требования к статьям Requirements Профиль в ВАК      
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Документ без названия

М.В. Кириллина, Жукова

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РФ

Сейчас общественное мнение играет громадную роль даже в повседневной жизни страны. Уровень экономической информированности и образованности общества позволяет гражданам занимать определенную позицию по вопросам развития страны и экономики. Еще М.В. Ломоносов в свое время пропагандировал распространение экономических знаний, чему должна была способствовать издательская деятельность. Вот что он писал по данному поводу: «По примеру других государств весьма полезно быть рассуждаю, чтобы учредить при Академии наук печатание внутренних Российских ведомостей, которые бы в государственной экономии и приватных людей, а особливо в купечестве приносили пользу отечеству сообщением знания о внутреннем состоянии государства, в чем где избыток или недостаток, например, плодородия хлеба или недороду, о вывозе и привозах товаров или припасов и многих других недрах подобных…» Известно, что Ломоносов – один из создателей первого в России «Вольного экономического общества». В сообщении о его учреждении было сказано, что общество есть добровольное объединение патриотов русского государства, «…побуждаемых исключительно стремлением распространять в народе полезные и нужные знания». Наука есть производительная сила, считал Ломоносов. Его интерес к экономическим проблемам совпал с одним из положений проекта об учреждении Академии наук и художеств: «Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится».

Образование – один из основных факторов эффективной деятельности экономической модели государства. Еще в 1776 г. А. Смит в своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» во второй книге «О природе капитала, его накоплении и применении» к основному капиталу относит «приобретенные учением и тренировкой трудовые навыки и полезные способности членов общества». В 1805 году Х.А. Шлецер трансформирует эту идею для России: «общество может сделаться богатым, если…достигло известной степени образованности, что изобилует и личными капиталами». [«Первые начала политической экономии»] Как известно, «капитал – та часть произведенного богатства, которая предназначается для производства нового богатства». «Благосостояние общества соединено с образованием и просвещением». (Шторх А. К.)

Следовательно, образование является капиталом – богатством нации, ее благосостоянием, в особенности – экономическое образование.

В результате исследования общественного мнения среди источников экономической информации на первом месте находится кабельное телевидение – 46 %; 18 % граждан предпочитают региональную и местную прессу; и только 1 % прислушивается к мнению профессиональных экономистов. Интересно, среди телезрителей значительно меньше экономически образованных людей, чем среди читателей газет. В эпоху технологического прогресса человеческий потенциал страны становится решающим фактором ее конкурентоспособности в глобальном мире. В развитых странах велико внимание к уровню экономической подготовки граждан. Развитие рыночной экономики в России потребовало больших изменений в структуре национальной системе экономического образования. Процесс подготовки экономистов имеет особенности по сравнению с подготовкой людей других профессий. Во-первых, экономика находится в постоянном движении, отсюда динамизм учебного процесса. Во-вторых, быстро растут объемы выпускаемой научной и учебной литературы - меняется методика работы с информацией. В-третьих, сама экономическая наука интенсивно развивается, а также увеличивается число отраслевых экономических наук, что требует оптимального соотношения между фундаментальными и специальными учебными дисциплинами. В-четвертых, в рыночной экономике, где основная форма занятости – наемный труд, в том числе управленческий, получили развитие как экономическое, так и бизнес-образование (деловое). Бизнес-образование отличается от экономического, оно изначально носит прикладной характер. В-пятых, в экономической науке существует универсальная теоретическая модель рыночной экономики. Но каждая страна развивается по своей национальной рыночной модели, которая должна учитывать исторический и культурный путь страны, ее географическое положение. Таким образом, имеет место национальный аспект рыночной экономики. Российское экономическое образование должно основываться на национальном сознании и при этом опираться на мировые достижения в области образования. Экономист «не имеет права пренебрегать национальной идеей» при данных общественных условиях, «он обязан изучать и указывать средства для национального совершенствования вообще и в особенности для процветания своего отечества» <С. Ю. Витте>

Немало сделано для внедрения в экономическое образование активных методов обучения, связанных с новыми технологиями. По мере широкого распространения информационно-коммуникационных технологий в вузовской среде стал стремительно формироваться миф об ИКТ, как чудодейственном средстве резкого повышения эффективности преподавания и обучения. Однако быстро выяснилось, что, во-первых, ИКТ предполагают громадное возрастание объема работы преподавателей при подготовке к занятиям со студентами и, во-вторых, сами по себе ИКТ не всегда увеличивают способности студентов к усвоению учебного материала. Интеллект студента требует времени для восприятия, обобщения и усвоения знаний даже при самом активном отношении к учебе. Особенно это касается тех дисциплин, где требуется самостоятельная аналитическая работа. Это относится и к экономическим предметам, в первую очередь – к экономической теории. Чтобы изучить направления ИКТ в экономическом образовании, комитет по экономическому образованию АЭА осуществляет общенациональный проект по оценки новых технологий. Финансовую поддержку проекту оказывает Министерство образования США. Завершение проекта ожидается в конце 2006 года. Дело в том, что применение ИКТ в учебном процессе требует немалых финансовых ресурсов, это еще более увеличивает цену, как экономического образования, так и образования в целом. Поэтому общество должно знать, в какой мере ИКТ повышает эффективность экономической подготовки, формирующей человеческий потенциал страны – главный фактор повышения конкурентоспособности и отдельных фирм, и всей национальной экономики.

Особого внимания заслуживает предметная область экономического образования – что преподавать и что изучать. Какова роль математики в развитии экономической науки и экономическом образовании? Повсеместное внедрение ИКТ, казалось бы, способствует расширению влияния математики на экономическое образование. Все больше появляется статей и книг о том, что математика помогает решить все проблемы. [Бейкер С. Математика перевернет привычный всем мир, Business Week Россия. 2006. 23 января. С. 36-42] Однако, экономические кризисы всякий раз подтверждают, что экономика развивается не по математическим моделям и формулам, они необходимы для исчисления количественных параметров экономики. Вспомним А. К. Шторха, первого в России критика математического метода в экономической науке, он считал, что есть нравственные факты, произведенные способностями, нуждами и волей людей, на которых экономика основывает свои законы, и они не подчиняются вычислению. Так он показывал «бесполезность приложения алгебраических формул к политико-экономическим показаниям». Но все-таки нельзя не согласиться с тем, что «математическая грамотность действительно стала условием допуска в экономическую профессию и необходимым «орудием» на ранних стадиях карьеры». [Панорама экономической мысли конца ХХ столетия] Наверное, образование никогда не сможет поспеть за всеми фактами реальной жизни. Но оно должного научить экономиста понимать, анализировать и прогнозировать обстоятельства, связанные с его профессией.

Нельзя не признать тот факт, что качество вуза в первую очередь зависит от уровня знаний людей, предоставляющих образовательные услуги. Но существует и другой критерий качества вуза. Политика лучших вузов мирового уровня строится на их достижениях в научной деятельности.  Как раз уровень исследовательской работы преподавателя (число академических публикаций) может служить хорошим индикатором качества преподавательской работы. На этом строится репутация современного образовательного учреждения.

                                                                                                                                    Т №1

Динамика распределения научных сотрудников по секторам (%)

1990

2005

Высшего образования

11, 8

13, 9

Предпринимательский

67,6

52, 4

Государственный

20

32,5

                                                                                                                                                                       

  Исследования очень важны для профессиональной подготовки преподавателя. Научные презентации, выступления на конференциях, публикация статей помогают преподавателям лучше выражать свои мысли, заставляют отбирать наиболее важные идеи и представлять их кратко и в то же время глубоко. Исследовательская работа преподавателя помогает формулировать более интересные темы курсовых и дипломных работ студентов. Часто студенты легко поддаются  ложному очарованию «легких» проблем, занимаются плагиатом или даже просто не знают, чего они хотят. Если преподаватель активно занимается исследовательской работой, он всегда сможет предложить проблему, находящуюся на пике научной мысли, анализ которой заинтересует студента. При этом вероятность плагиата резко сокращается.

    Численность людей с высшим образованием растет с каждым годом. Из приведенной ниже таблицы можно проследить динамику этого процесса.

                                                                                                                           

                                                                                                                              Т № 2

Динамика приема в высшие учебные заведения и выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием за 1994- 2006 гг. (тыс. человек)

 

1993/ 94

1995/ 96

2000/ 01

2001/ 02

2002/ 03

2003/ 04

2004/ 05

2005/ 06

Принято студентов - всего

590

681

1292

1461

1504

1644

1659

1640

  в том числе      в учебные заведения:

государственные и муниципальные

543

629

1140

1263

1300

1412

1384

1372

из них на отделения:

очные

369

403

622

669

698

725

758

746

очно-заочные (вечерние)

31

39

69

75

72

70

68

66

заочные

143

187

430

494

496

520

536

530

экстернат

-

0,1

19

25

34

97

22

30

негосударственные

47

52

152

198

204

232

275

268

из них на отделения:

очные

23

20

65

76

77

79

83

84

очно-заочные (вечерние)

4

5

13

13

13

14

19

20

заочные

16

24

74

108

113

137

170

159

экстернат

4

3

0,2

0,5

1

2

3

5

Выпущено специалистов1) - всего

445

403

635

720

840

977

1076

1151

в том числе      учебными заведениями:

государственными и муниципальными

444

395

579

648

753

860

930

978

в том числе очными    отделениями

290

258

356

381

423

453

486

524

негосударственными

1

8

56

72

87

117

146

173

в том числе очными    отделениями

0,4

2

19

24

29

34

40

46

На 10 000 занятых в экономике выпущено специалистов высшими учебными заведениями

63

61

99

111

129

149

162

172

в том числе государственными    и муниципальными

63

60

90

100

115

131

140

146

[Федеральная служба государственной статистики]

Как видно из таблицы, число студентов коммерческих вузов увеличивается, соответственно процент платного образования растет с каждым годом. А многие ли молодые сейчас имеют доступ к платному высшему образованию? Да на селе едва ли половина. По результатам всероссийского социологического исследования, проводимого ИСПИ РАН, платное образование доступно лишь 12,7 процента молодежи, для 42,1 процента оно сопряжено с необходимостью отказывать себе во всем, для 44,8 процента платное образование недоступно вовсе. Рост затрат на образование, наблюдающийся сейчас практически везде, не является гарантией повышения его эффективности.  И при этом министр образования А. Фурсенко считает нормальным, что прием на бюджетные отделения вузов в 2005-2006-м сокращен на 43 тысячи человек, в основном за счет гуманитарных специальностей. Образовательное пространство все больше маркетизируется, из уст министра образования и науки РФ идеология его ведомства звучит так: образование - тоже бизнес. Идет его коммерциализация. Между тем именно Министерство образования должно быть возмутителем социального спокойствия. Оно должно бороться за то, чтобы просвещение пронизывало все слои общества. Но российское Министерство образования это не беспокоит. Они считают, что 15 - 20 процентов образованной элиты позволят вытащить страну из того системного кризиса, в который себя загнали те, кто выбросил образование из жизни общества. Такой вывод можно сделать сейчас. Да, у нас есть достижения - наши дети выигрывают в международных олимпиадах, но это не подтверждает того, что вся система образования работает эффективно.  Кузьминов, один из идеологов реформы образования, член правительственной комиссии, ректор Высшей школы экономики, считает, что «для получения образования люди должны прилагать усилия, у нас же процесс образования становится все более и более фиктивным. К получению диплома относятся, как к обычной услуге типа массажа». И действительно, диплом – ничто без знаний. Знаниями не торгуют, их приобретают. Торгуют сегодня отметками, дипломами, сертификатами. Но если нет знаний у владельцев, цена им нулевая.  А ведь нация должна иметь как можно больше образованных людей, «богатство нации зависит… не только от материального, но и от  духовного характера». [С. Ю. Витте]. Поэтому образование является капиталом – духовным богатством и благоденствием нации, а экономическое образование в особенности.                                                                                                     

Контактная информация